1

Наука как праздник

Михаил Кнеллер, сооснователь просветительского проекта «Умная Москва»

Опубликовано: 20.02.2015


Для того чтобы превратить науку в настоящее шоу, нужно не так много. Руководитель проекта «Умная Москва» рассказывает, как сделать легкие из бутылки, визуализировать устройство синхрофазотрона и поменять взгляд на привычные вещи.
Михаил Кнеллер, сооснователь проекта «Умная Москва».

Как устроена «Умная Москва»

Проект «Умная Москва» появился два года назад. Вначале мы думали, что это будет просто научно-популярный лекторий для взрослой аудитории с самыми разными темами – от микробиологии до истории итальянского искусства. Потом решили попробовать с более крупными формами и организовали фестиваль химии. И вдруг на День химии все взрослые пришли с детьми. Так мы «вырулили» на тему детских естественно-научных мероприятий.

Сейчас над проектом работают несколько постоянных сотрудников: двое основателей – (мы с Михаилом Каптюгом), два администратора, дизайнер, фотограф, оператор call-центра и курьеры. Помимо этого, нам помогают три команды ученых: химики, биологи и медики. Научные шоу и фестивали составляют 95% нашего оборота, a лекторий – оставшиеся 5%. За год мы проводим 3-4 фестиваля с посещаемостью 1500-2500 человек и более 200 научных шоу в Москве и Санкт-Петербурге, на каждое из которых приходит 60 детей. В подавляющем большинстве случаев мероприятия платные – мы все-таки коммерческий проект. Бесплатные мероприятия мы проводим только в детских домах, а также изредка на городских праздниках. Кроме того, бесплатно можно посетить генеральные репетиции наших шоу. В прошлом году оборот «Умной Москвы» составил 20 миллионов рублей, но в 2015 году мы планируем его, конечно, увеличить.

День анатомии и медицины День анатомии и медицины День анатомии и медицины День анатомии и медицины

О легких из бутылки и науке как празднике

Мы убеждены, что почти любой научный факт можно красиво визуализировать, будь то анатомическое строение гортани или устройство синхрофазотрона. Для этого ученому можно просто немного «повернуть мозги». Как мы придумываем шоу? Подготовка каждого мероприятия проходит в формате классического мозгового штурма, в котором участвуют как ученые, так и мы, не являющиеся специалистами в той или иной науки, но накопившие за два года достаточно большой опыт проведения детских программ.

Думаю, что учителям будет не так легко повторить некоторые наши опыты, так как в последнее время мы используем всё больше относительно дорогостоящего реквизита. Но совет дать можем: главное – начать смотреть на привычные вещи немного под другим углом. Можно долго рассказывать про строение человеческих легких – бронхиолы, альвеолы, диафрагма и т.д., а можно просто изготовить небольшой макет из пластиковой бутылки и воздушных шариков, и тогда все станет гораздо понятнее. В школьной программе есть множество всего полезного и интересного, весь вопрос лишь в обеспеченности школ оборудованием и подготовкой учителей.

Нужно начать смотреть на привычные вещи под немного другим углом.
День химии День химии

O преимуществах DIY перед сервисами и приложениями

Есть много виртуальных лабораторий или приложений, где можно проводить любые опыты. Но разве что-то может сравниться с теми ощущениями, когда ты доливаешь жидкость из одной пробирки в другую, и вдруг начинает в больших количествах выделяться вонючий газ?

Мы стараемся работать так, чтобы каждая следующая программа вызывала у нас еще больше гордости, нежели предыдущая. Поэтому расскажем о нашем последнем шоу «Анатомия». На одной из станций – лаборатории пищеварения – ребята своими руками (именно руками!) «переваривают» пищу, имитируя процессы, происходящие во рту, затем в пищеводе, желудке и кишечнике. В лаборатории дыхания собирают уже упомянутый мной макет легких, в лаборатории микробиологии изучают, как выглядят разные человеческие ткани под микроскопом. Еще одна станция посвящена строению человека в целом – там дети собирают анатомическую мозаику из рентгеновских снимков. Для этого на московском электрозаводе специально для нас изготовили светящуюся фигуру человека, к которой и надо прикладывать снимки.

Разве что-то может сравниться с тем, когда ты доливаешь жидкость в пробирку, и вдруг начинает выделяться вонючий газ?
Логотип проекта - зверек в очках, напоминающий сову.

О разных способах сделать науку интересней

Проекты вроде Шоу Николя не являются нашими прямыми конкурентами – они заточены под дни рождения и школьные праздники, а мы ориентированы на открытый рынок. При этом наши программы разрабатывают и, что важно, проводят ученые, а не аниматоры. Если говорить о конкуренции, то скорей мы соревнуемся с музеями за детские выходные. Нам проще: в отличие от больших музеев, мы не зависим от дорогостоящей постоянной экспозиции и можем делать новые шоу каждый месяц. Вдобавок наши мероприятия устроены театральней, чем обычный поход на выставку: у всех шоу есть завязка, кульминация и финал, что добавляет динамики.

Саша Милякина