1

«Никто не стоит за спиной и не говорит им,
что они неудачники»

О полезном списывании, бесконечных вариантах и анонимности

Опубликовано: 05.12.2013


Валерий Никитин, один из создателей европейской системы обмена материалов между учителями Genexis, руководитель проекта «ЯКласс» — тренажера для решения задач.

Как всё началось?

Александр Гуртовой, профессор Института информатизации образования изобрел генератор задач — ему надоело, что на экзамене все списывают с ответов предыдущего курса. Придумывать новые задачи непросто. В качестве курсовой работы он предложил студентам сделать алгоритм, который бы генерировал более-менее понятные задачи по математике. Потом эту систему распространили и на другие предметы, получилась довольно интересная программа. Это были 90-е годы, писали на языке С++. Они передали идею нам.

Зачем выдумывать новые варианты задач, если можно написать алгоритм?

Это было два года назад. У нас получилось сделать редактор, с помощью которого мы заводим задачи и заполняем базу данных. Эта база лежит в основе публичного сайта «ЯКласс», где школьники и все желающие могут бесконечно тренироваться в алгебре и геометрии. А еще оказалось, что генератор работает не только с математикой, сейчас у нас есть еще русский язык, а на подходе физика, информатика и английский язык.

Валерий Никитин

Тесты?

В каком-то объеме, конечно, будут тесты, но мы пытаемся их избежать. У нас более разнообразные задачи, нужно приложить больше усилий, чем просто выбрать один вариант из четырех. Кроме того, есть теоретический контент — мы взяли сухую теорию, но немножко её оформили визуально. Этого вполне достаточно, чтобы учитель мог рекомендовать сервис детям или применять в школе. Ведь все учебники уже прорешены и выложены в интернете, практика домашних работ практически исчезла. У нас есть вариант домашней работы в электронной форме: учитель выбирает понравившиеся ему примеры, высылает школьникам и получает отчёт со всеми результатами. Каждый школьник получит индивидуальный тест, а ответы, с очень высокой вероятностью, списать будет неоткуда.

Но меняются только цифры, а ход решения всё равно можно списать?

Так и есть. Ход решения одинаковый, меняются параметры задачи, и этого хватает, чтобы ребёнку пришлось поломать голову. И если один ребёнок списывает у другого, но условия задания разные, он уже учится. Многие признаются, что лучше всего они понимали темы, когда делали шпаргалки или списывали.

Eсли один ребёнок списывает у другого, но условия задания разные, он уже учится.

Ещё важно, что мы начинаем с задания, неважно, хорошо или плохо человек с ним справится, можно сразу идентифицировать свои ошибки, закрепить и двигаться дальше. Человеку не надо читать всю теорию или выслушивать нудную видеолекцию. Обнаружился еще один побочный эффект, который мы даже не предсказывали. Дети, которые по какой-то причине не хотят изучать предмет в школе, приходят к нам, делают первые шаги и меняют своё отношение к учёбе, начинают показывать хорошие результаты. Это происходит из-за того, что такие дети могут тренироваться анонимно. Никто не стоит за спиной, не проверяет их результаты, не говорит, что они неудачники. Учителя пишут нам, что двоечники, которым порекомендовали эту систему, стали вдруг хорошо учиться.

А вы рассчитываете на отдельных учителей, школьников или будете сервисом для школ?

Пока мы ориентируемся на отдельных школьников — то есть, не форсируем события. Собираем отзывы, составляем материалы в соответствии с программами — учителя очень требовательны. Пока к нам приходит около сорока тысяч школьников, думаю, в ближайший год мы дойдем до сотен тысяч. В основном они нас находят сами.

К нам приходит около сорока тысяч школьников, и они нас находят сами.

Можно сказать, что эти самостоятельные школьники и их активные родители формируют новый рынок вне школы?

Родители действительно становятся активнее — в Европе, например, родительские комитеты даже имеют правовые полномочия на уровне министерства образования. Вполне возможно, что так случится и в России. Сейчас мы делаем тренажер для детей по фримиум-модели. Щелкать задачки и смотреть свой результат можно бесплатно, а если нужна подсказка, включается абонемент на 12 часов или на неделю. В будущем мы планируем сделать более длинные абонементы, до одного учебного года, но там будет достаточно серьезный чек, который способны оплатить уже только родители.

То есть сейчас платят сами школьники?

Да. Сейчас у нас доступные цены — потратить 30, 50, 100 рублей может позволить себе любой школьник.

Якласс Якласс

В США, чтобы дать широту выбора предметов, какие-то занятия переносят в дистанционное обучение. А в Европе как с этим обстоит?

От страны к стране образование отличается достаточно сильно. В северном регионе дистанционное образование более развито — есть полностью дистанционные школы среднего образования и даже начального образования. Изначально они развивались за счет взрослых, которые не смогли по каким-то причинам окончить школу. Потом такие школы заинтересовали спортсменов, родителей детей с ограниченными возможностями и на домашнем обучении. Теперь на полное дистанционное обучение поступают и обычные дети.

Получается, что школа впервые встречается со своим ребенком, когда он уже взрослый человек?

Да, они встречаются один раз, чтобы школьник сдал экзамен и получил сертификат. Конечно же, есть контрольные, годовые экзамены, но все дистанционно. Российские законы пока не позволяют школам использовать такую модель. Закон требует, чтобы контрольные работы проводились очно. Пока это больше решение для домашнего обучения — в школу нужно ходить не каждый день, а раз в месяц. Интересно, что сейчас много детей из России учатся дистанционно в школах Европы. Учатся на английском и по окончании получают европейский сертификат среднего образования, который позволяет поступить хоть в Кембридж.

Недавно вы заключили договор с Dist-Tutor?

Да, мы планируем в будущем интегрировать дополнительные репетиторские сервисы, пока остановились на одном, посмотрим, как пойдет. Это на тот случай, если наших подсказок не хватит. Еще мы подписали договор с первым Президентским лицеем для одаренных детей: мы отдаем сервис бесплатно, чтобы получить отзывы и, возможно, пополнить нашу систему более интересными материалами. В январе-феврале рассчитываем войти в Центр приложений Дневника.ру. Это может перерасти в какие-то еще более интересные возможности для пользователей — например, перенос оценок от нас прямиком в электронный журнал.


Элизабет Власик

Элизабет Власик, 7-ой класс.

Одним вечером я зашла в тему, которую мы проходили по алгебре, позанималась пару часов. На следующий день контрольную написала на отлично.

Инеса Силкина

Инеса Силкина, 9-ый класс.

Я могу сразу смотреть результаты заданий и объяснения. Это очень помогает разобрать ошибки.





Людмила Синицына