1

Как вернуть науку в университеты

Опубликовано: 03.07.2015


Университеты не успевают за жизнью: пока пишется учебник, его содержимое успевает устареть. Как найти баланс между фундаментальным образованием и преподаванием насущных прикладных навыков? О новой модели технического образования рассуждает Виктор Никитин, директор научно-образовательных программ Parallels.
Виктор Никитин

Ключевая задача вуза состоит в том, чтобы выпускник имел фундаментальные знания и мог на практике применять специализированные профильные навыки. С первой частью наши университеты пока справляются неплохо, но в остальном мы серьезно проигрываем западной системе образования, построенной на практических занятиях, проектах, работе в группах, моделировании рабочего процесса. Одним из немногих исключений является так называемая «система Физтеха», во многом похожая на западную: она позволяет студентам с третьего курса погрузиться в практические занятия на базовых предприятиях (ведущих институтах РАН, предприятиях ВПК, крупных компаниях).

Без модификации второй ступени образования – практической составляющей – нам не удастся вернуть науку в университеты. У преподавателей, перегруженных рутинным чтением лекций, не остается времени на самосовершенствование и серьезный научный труд. Знания, полученные второкурсником, уже после пятого курса ему не пригодятся по причине бурного технологического развития. Понятие учебника как напечатанной книги уходит в прошлое: прежде чем он будет написан, сверстан и отпечатан, его содержимое устареет. Исправить это можно лишь в одном случае – если за кафедрой будет стоять человек, обладающий знаниями, которых еще нет в учебниках. Для этого ему придется больше заниматься научно-исследовательскими разработками и тратить меньше времени на шаблонную преподавательскую деятельность. Перестроить работу преподавателей позволяют дистанционные курсы.

Понятие учебника как напечатанной книги уходит в прошлое: прежде чем он будет написан, сверстан и отпечатан, его содержимое устареет.

Техническое образование: новая модель

Первые два-три курса, когда студент набирает базовые знания по предмету, обучение может включать элементы онлайн-образования. На сайт университета должны быть загружены потоковые лекции, дополнительная литература, учебные работы и отчетность преподавателей. При этом, в отличие от MOOC, сохранились бы коллоквиумы – важная часть взаимодействия преподавателей и студентов. Такая смешанная модель позволила бы преподавателю стать наставником и тьютором, объясняющим сложные места, а не лектором, читающим у доски одно и то же из года в год. Как это делать – проблема, лежащая в зоне ответственности каждого отдельного преподавателя. Главный критерий: чтобы не было потери качества обучения, а лучше – его повышение.

Высвободившиеся часы преподаватель тратит на курирование студентов старших курсов. Их обучение может проходить в научно-исследовательских лабораториях под непосредственным руководством ведущих технологических компаний. Ключевой частью обучения стало бы выполнение групповых междисциплинарных проектов с нетривиальными задачами и как минимум годичной продолжительностью. Это могут быть и научные проекты, и сугубо практические. Такие проекты актуализируют ранее приобретенные пассивные теоретические знания студентов и требуют поиска новых недостающих знаний. Для этого понадобится умение искать и анализировать новую информацию, провести определенную НИОКР, сделать маркетинговый анализ и прочее. Таким образом, на старших курсах студент будет учиться видеть проблемы не узкоспециально, а широко.

Ключевой частью обучения стало бы выполнение групповых междисциплинарных проектов с нетривиальными задачами и большой продолжительностью.

При этом проект для НИОКР должен формулироваться действующей высокотехнологичной компанией, активным игроком на рынке. Parallels применяет такой подход при обучении в своих лабораториях в МФТИ, НГУ, Санкт-Петербургском академическом университете, Казанском авиационном институте. Мы выделяем консультанта или научного руководителя, который курирует ход выполнения проекта студентами. Подобные практики уже применяются как в западных, так и в российских вузах, принося хорошие результаты.

Виртуальная базовая кафедра Parallels: симбиоз НИОКР и МООС

В 2014 году кафедра Parallels перевела часть обучения в онлайн, чтобы высвободить время преподавателей на научные исследования. Мы записали и разместили 5 курсов общей продолжительностью более 60 часов для студентов-бакалавров и магистров, специализирующихся на информационных технологиях. За основу взяты курсы («Теория и практика многопоточного программирования», «Внутреннее устройство ядра Linux», «Архитектура ОС Windows» и др.), которые читаются на собственной базовой кафедре Parallels в МФТИ уже несколько лет. Эти темы выбраны студентами как наиболее востребованные из трех десятков дисциплин базовой кафедры. В процессе разработки находятся еще шесть курсов.

Мы хотим создать уникальный для российского образования формат – виртуальную базовую кафедру. С ее помощью будет решена непростая задача тиражирования пока единственной собственной базовой кафедры в МФТИ для вузов-партнеров, в которых есть наши лаборатории. Такой смешанный формат позволяет индивидуализировать обучение, сохраняя контакт между преподавателями и студентами, равно как и четкий контроль знаний.

Вначале запуск онлайн-курсов рассматривался как вынужденный шаг, но теперь мы видим, что он работает в комплексе с НИОКР. Проверка знаний проводится как традиционными методами – с помощью тестов, коллоквиумов, домашних заданий, так и в процессе работы студента в наших лабораториях. Выполняемые студентом НИР, НИОКР и другие практические проекты позволяют актуализировать теоретические знания. Проект, начинавшийся с обычных онлайн-курсов, за девять месяцев обрел работоспособный формат виртуальной базовой кафедры, которую можно открыть в любом вузе.