1

Как устроено преподавание MOOC

Вадим Родимин, автор курса «Физика на кончиках пальцев» на платформе «Универсариум»

Опубликовано: 24.12.2014


О сложностях преподавания без доски, перспективах онлайн-курсов и невозможности превратить педагогику в точную науку.

О сходствах и различиях

Мне хотелось преподавать в новом формате, почувствовать аудиторию и своих слушателей - так появился курс «Физика на кончиках пальцев». Курсы «Универсариума» довольно краткие - их удобно бегло просматривать и брать для себя нужную информацию, но глубоких знаний по специальности они не дают. При этом MOOC полезны огромному количеству людей, в том числе будущим студентам, которые могут составить представление о предмете. Переходить от академических лекций к новому формату было абсолютно не сложно. Хотя могу открыть секрет: академические курсы проводить проще, так как там доступны педагогические ходы в виде вызова к доске и уточняющих вопросов. К онлайн-лекциям надо готовиться тщательней. Обратной связи нет, вместо тысяч слушателей – режиссер и оператор, ошибок допускать нельзя. Иначе люди, записавшиеся на курс, могут что-то понять не так, а то и составить в корне неправильное представление о том или иной проблеме.

О сущности онлайн-студента

Онлайн-студенты – это не студенты. Это люди более старшего возраста, если мы, конечно, не имеем в виду дополнительные программы для абитуриентов. Это люди, которые победили лень и пришли не потому, что кто-то так сказал, а по своей инициативе. Среди слушателей моего курса мало тех, кто просто хочет нахвататься быстрых знаний и получить сертификат - люди пришли ради научного интереса.

Пока получается все, по крайней мере, хочется так думать. Конечно, личное общение играет определенную роль: в вузе можно объяснять, рисовать на доске, подходить к студентам до тех пор, пока те не поймут. В формате MOOC нельзя вызвать к доске, хотя этот способ очень действенный - студент начинает лучше соображать, думать, искать решения. Еще нельзя устраивать контрольные в привычном виде, зато можно и нужно проводить онлайн-консультации, придумывать интересные задачи для самостоятельной работы и проводить проверку знаний в другом виде. Все вместе это дает нужный результат.

О будущем MOOC

Сегодня уже есть доказательства того, что MOOC помогают поступать в университеты и положительно сказываются на дальнейшей учебе. Странно не пользоваться возможностью учиться у лучших преподавателей ведущих вузов, светил в своей области. Такие курсы предлагают огромную степень свободы, а для получения знания все средства хороши. На мой взгляд, пока рано говорить о полноценной альтернативе университетскому образованию, но это дело времени. Было бы здорово, если MOOC стали частью университетского образования. Как дополнение, например. В России перспективы таких проектов зависят от государства, потому что финансирование происходит из бюджетных денег, в отличие от Запада, где курсы чаще связаны с некоммерческими фондами.

О профессии

Сейчас курс я уже не меняю, всё готово. Всей аналитикой старался заниматься до запуска курса. Вообще-то качество и эффективность онлайн-курса довольно сложно измерить оценить – так же, как и педагогику, поэтому она никогда не станет точной наукой. Как можно определить, благодаря тебе студент стал успешным или вопреки? Самое важное в профессии педагога – постоянные метания, самокопание, поиск смысла в своей работе. Требуется масштабная самоподготовка и огромное желание работать со своими слушателями. Ведь это очень нужная профессия, но неблагодарная. Не так часто студенты благодарят, но иногда упоминают имя своего преподавателя, если считают, что многому научились именно у него.