1

Новая профессия: продюсер MOOC

Яков Сомов, сооснователь платформы Лекториум

Опубликовано: 02.06.2015


О новых профессиях, талантах продюсера и художественных онлайн-курсах

«Интересный курс – это не тот, у которого есть начало и конец, а тот, который дает тебе различные пути дальнейшего развития. Если провести аналогию, то это не бутылка кока-колы, которую ты выпил, и она закончилась, а бутылка текилы, с которой все только начинается», – считает Яков Сомов, сооснователь российской просветительской платформы Лекториум. Cегодня на Лекториуме 4 тысячи часов видеолекций, и прослушали их более 50 тысяч студентов.

Вместе с ростом популярности онлайн-обучения растет и спрос на людей, умеющих создавать качественные курсы. В прошлом году Лекториум, Digital October и Лаборатория новых профессий разработали учебную программу «Продюсер онлайн-курсов».

Яков Сомов, сооснователь платформы Лекториум

Расскажите, кто такой продюсер онлайн-курсов, какие у него рабочие компетенции?

Если коротко, это человек, который руководит командой специалистов, создающих курс. Он совмещает в себе компетенции методиста, режиссера, арт-директора, маркетолога и многих других людей. Сам продюсер не разрабатывает учебную программу (но плотно сотрудничает с лектором и преподавателем, который это делает), не снимает, не монтирует и не настраивает свет, но отвечает за оформление, подачу и продвижение. Именно продюсер несет ответственность за финальный продукт: отвечает за то, чтобы всё соответствовало поставленным целям.

Продюсер не разрабатывает учебную программу, не снимает, не монтирует и не настраивает свет. Но именно он несет ответственность за финальный продукт.

Что именно вы имеете в виду?

Снять один и тот же курс можно по-разному, исходя из аудитории, на которую он ориентирован. В целом, онлайн-курсы могут решать несколько задач.

Во-первых, сейчас активно развивается так называемый образовательный маркетинг, с помощью которого можно вырастить лояльных корпоративных заказчиков. К примеру, компания Adobe готовит курсы и онлайн-семинары, которые учат потенциальных заказчиков использовать их программы.

Во-вторых, компании начинают использовать онлайн-образование для подготовки будущих кадров. Допустим, можно предлагать очень качественное образование для студентов старших курсов, а на выходе направлять собеседования в технологические компании и тем самым упростить работу HR-служб.

Есть и третий аспект. Представьте, что в большую компанию регулярно приходят стажеры, и им нужно объяснять какие есть отделы, чем они занимаются, как заказывать кофе, куда отправлять бумажки, где парковаться. Каждый раз проводить тренинги невыгодно, а лучше создать серию коротких видеороликов. В этом случае можно обойтись без ведущего, гораздо важнее общий подход. Вспоминается ролик немецкого завода о безопасности на рабочем месте: по сюжету, один из рабочих не соблюдает правила, в результате – масса трупов на производстве за 5 минут. Это видео порвало интернет.

Сложный курс, который сможет осилить только высоко мотивированный человек, не привлечет новых клиентов. Грустно начитанный курс по технике безопасности не увеличит продажи – об этом нужно помнить.

На кого ориентирована ваша образовательная программа по продюсированию? Как строятся занятия?

Наш с Лабораторией новых профессий «Продюсер онлайн-курсов» ориентирован на уже сложившихся специалистов. Это короткая программа-интенсив: обучение длится два месяца, мы проводим занятия по съемкам, монтажу, педагогическому дизайну, геймификации, маркетинговому продвижению. Не факт, что новоиспеченный продюсер будет заниматься всем этим лично, но он сможет быстро вникать во все тонкости и нюансы рабочего процесса и иметь общее видение того, как продвигать проект.

Какую базу, на ваш взгляд, должен иметь такой специалист?

Мне кажется, решающую роль играет не столько профессиональная подготовка, сколько личные компетенции человека. Во-первых, у продюсера онлайн-курсов однозначно должен быть очень структурированный подход к управлению проектом. Во-вторых, этот человек должен уметь поддерживать близкие, но при этом очень уважительные и продуманные отношения с большим количеством работников из разных областей – то есть, обладать повышенной способностью к коммуникации. В-третьих, у продюсера должно быть отличное чувство визуального вкуса.

Все эти качества нужно иметь изначально или этому тоже можно научить?

Эти качества вырабатываются долго, с самого детства. Развить их у взрослого человека с нуля вряд ли получится, а вот развивать и шлифовать их продюсеру онлайн-курсов нужно всегда.

Можно ли представить, что подобная программа существовала бы в России в рамках формального высшего образования?

Сейчас мы разрабатываем такую учебную программу с одним из ведущих вузов в Санкт-Петербурге. Помимо прочего, это позволит нам проводить различные исследования эффективности дистанционного образования на широкой аудитории. Сейчас таких исследований в России практически нет.

С какими распространенными стереотипами и заблуждениями об онлайн-образовании вам приходилось сталкиваться?

Сегодня существует масса моделей онлайн-образования: это и MOOC, и вебинары, и интерактивные лаборатории, и заочные онлайн-школы, и многое другое. Каждый из этих инструментов заточен на решение определенной задачи. Но люди частенько «залипают» на какой-то одной модели, игнорируя все остальные: клиенты, которые знакомы только с вебинарами, часто не хотят делать постановочные курсы с тестами, хотя они именно они могли бы решить их задачу.

Распространенный стереотип, что для хорошего курса достаточно найти харизматичного преподавателя, который увлекательно вещает перед живой аудиторией, также ошибочен. Я считаю, что в онлайн-образовании ведущую роль играет не преподаватель, а продюсер.

Какие тренды в массовом открытом онлайн-образовании сейчас популярны или только набирают силу?

Что касается подачи материала, тут пока все довольно стабильно: лидируют видео, текст и инфографика. Зато много интересного происходит в сфере оценки курсов. Дело в том, что знания в различных технических областях довольно просто проверить тестами и различными задачами, а в гуманитарных областях всё не совсем так. Существуют два подхода: семантический, последователи которого считают, что машины рано или поздно смогут понимать и правильно оценивать людей, и пиринговый, предполагающий, что только человек сможет понять человека. В гуманитарных курсах Лекториума мы уже начали использовать пиринговую модель: слушатели курса по литературе пишут эссе, а потом обмениваются ими и оценивают друг друга.

В онлайн-образовании ведущую роль играет не преподаватель, а продюсер.

Также с гуманитарной аудиторией хорошо работают вопросы, где конечный ответ не так важен. Допустим, лектор дает слушателям задание разузнать, какую зарплату получал в 22 года Франц Кафка. Чтобы найти ответ, людям приходится искать информацию в разных источниках, общаться с однокурсниками – и так они набирают много новых дополнительных знаний.

О будущем MOOC и художественном вкусе. Верите ли вы, что онлайн-курсы будут становиться более художественными? (Например, вспомним заставку в стиле сериала Dexter).

Естественно, выход в онлайн сделал образование очень конкурентной сферой. Преподаватели находятся на расстоянии одного клика друг от друга. Любой вуз и преподаватель должен тщательно выстраивать свой имидж и стратегию продвижения, чтобы заинтересовать потенциальных слушателей. Хорошая визуальная «обертка» способствует продажам и маркетингу. Профессионалы понимают это и вкладывают силы и средства в художественное оформление. Недавно, например, я был зачарован тизером онлайн-курса по истории Китая, где были показаны съемки с вертолета над городом, по качеству не уступающие съемкам в голливудском кино. Мы в Лекториуме двигаемся в том же направлении: сейчас делаем курс по кинематике с профессором Александром Чирцовым, и в трейлере он рассекает на лыжах по горному склону.

На ваш взгляд, как изменится российское образование в контексте повсеместного распространения онлайн-образования в ближайшие 5-7 лет?

К сожалению, пока нет достоверных исследований, показывающих насколько эффективно онлайн-образование в сравнении с традиционным. Когда мы запустим университетскую программу по продюсированию образовательного контента, мы попробуем это изучить.

Мы видим, что образование уже сейчас становится процессом «длиною в жизнь». Мало закончить университет – если хочешь быть востребованным специалистом приходится все время добирать дополнительные знания, и большинство людей предпочитают делать это на онлайн-курсах. Что касается школьного образования, то его функция – не только давать знания, но и формировать личность, поэтому я отношусь скептически к детским онлайн-школам. А вот совмещение форматов – онлайн-курсы в дополнение к занятиям в классе, это очень хорошо.

Цветелина Митева