1

О чем говорят учителя

7 вопросов преподавателям-мужчинам

Опубликовано: 09.05.2016


В современной России принято считать, что учитель – женская профессия. Тем не менее, молодые люди всё чаще идут в образование и становятся прекрасными педагогами. Мы поговорили с тремя учителями о трудностях, технологиях и мотивации.




Что вам больше всего нравится в работе?

Антон, 25 лет, учитель русского и литературы:

image006.jpg

Учитель – это профессия, которая позволяет не замыкаться на одном виде деятельности: в школе ты и менеджер, и психолог, и филолог, и актер. Педагог постоянно находится в поиске, ежедневно сам учится чему-то. Но самое вдохновляющее – это, конечно, общение с детьми. Особенные приливы счастья наступают в те моменты, когда ты видишь, что ученики достигают высоких результатов.



Вадим, 24 года, учитель истории и обществознания:

image002.jpg

Школа – передний фронт, где детей ещё можно уберечь от многих обманов современности, несмотря на то, что и от школы практически ничего не осталось. Далеко не всегда встречается участие родителей в жизни ребёнка, остаёмся мы. Больше всего нравится, что есть возможность поведать о русской цивилизации и воскресить ее в ком-то.



Николай, 30 лет, учитель информатики:

image004.jpg

Результаты детей. Когда ты понимаешь, что научил их. Когда осознал, что ещё полгода назад они не знали, а теперь уверенно понимают вопрос.









Какие бывают трудности, и как с ними справиться?

Антон:

Для меня самая большая трудность связана с нехваткой времени на все. Конечно, использую приемы тайм-менеджмента, но школа – настолько живой организм, что многие дела и проблемы возникают зачастую сиюминутно.

Вадим:

Есть две большие трудности. Первая – эмоциональное выгорание. Его трудно заметить, оно накапливается, с ним становится трудно. Меня от этого спасает мир книг. Слава Богу, сейчас есть колоссальный выбор полуспециальной литературы о тех областях знания, которые прошли мимо гуманитарного образования. Вторая – неизбежное внимание со стороны школьниц. В этой ситуации лучшее, что можно сделать – найти себе девушку. Если с оной пока не повезло, то выдержанная дистанция будет вполне посильным инструментом. Создаётся она весьма просто. Твоя наука – это всё, что ты собой представляешь.

Николай:

В основном у меня трудности с педагогами. Они завидуют чужим успехам, отказываются принимать новые изменения и т.д. К детям подход я, кажется, нашёл.

Используете ли вы на уроках технологии – компьютерные игры, сервисы, приложения?

Антон:

Часто использую технологии – от стандартного Power Point до сервисов наподобие Prezi, LearningApps, Quizlet , Classcraft, создаю электронные тесты. Это очень помогает в подготовке к урокам, да и ученикам становится намного интереснее. Очень хочу научиться программировать самостоятельно, чтобы создавать мобильные приложения и использовать их на уроке.

Вадим:

К сожалению, технической возможности их использования я не имею.

Николай:

Да. Я проводил веб-квест, использовал викторины и т.д.

Чувствуете ли вы, что в традиционно женском коллективе педагог-мужчина играет особую роль?

Антон:

На самом деле, на первых порах мне было приятно видеть удивление людей по поводу того, что такой молодой юноша пришел в школу, да еще и вести русский язык и литературу. Еще на филологическом факультете я понял, что мужчины-педагоги очень выделяются на общем фоне. В школе мужчине легче решать проблемы с учениками-мальчиками, проще найти к ним подход, а также легче быть интересным, ведь мужчина в школе пока еще редкость. Но на самом деле, задача одна и у женщин, и у мужчин – привести детей к определенной цели, развивать их и открывать для них новые возможности.

Вадим:

Несомненно. Мужчина для детей – это образ чего-то иного. Тем более, молодой мужчина. Это отдельный мир, через который в действительности может прийти иной взгляд на предмет (необязательно свой, однажды я с таким восхищением рассказал, как крута химия, что заряда хватило на месяц, который этот класс с особым вниманием подошёл к предмету), на сериалы, музыку и мир.

Николай:

Мне кажется, мужчина в школе очень важен. Дети совершенно иначе относятся к педагогам-мужчинам. Да и, скажем так, чтобы быть мужиком им должно быть с кого брать пример. Семьи разные, и у всех разные ситуации дома, и школа должна быть вторым домом.

Как привлечь молодых людей в школы, и почему они пока идут туда менее охотно, чем девушки?

Антон:

Есть стереотип, что на педагогический факультет идут те, кто больше никуда поступить не смог. Также сегодня многие мужчины гонятся за престижем, все хотят в руководящие должности, желательно как можно быстрее, и чтобы зарплата была как можно больше. В школе же, как думают многие, карьеру не построишь. Учитель не ассоциируется с престижной профессией, и думаю, это зависит не только от уровня зарплаты, есть много факторов, способствующих этому. А еще, мне кажется, молодые люди боятся, ведь пойти в школу – это большой вызов не только себе самому, но и всем стереотипам, сложившимся в обществе. Мне кажется, если мужчина хочет получить необходимые современному человеку навыки, быть лидером, разносторонним человеком, а в будущем – хорошим отцом, школа – хорошее место для этого.

Вадим:

Менее охотно они туда идут по вполне понятной причине. Они сами учились в школе. И если девушки успевают к моменту окончания вуза понять, что они сегодняшние кардинально отличаются от тех, кто сидел за партой, то с молодыми людьми ситуация совершенно иная. Чаще всего, они принципиально юны. Это кредо. Во многом, это следствие «традиционно» женского коллектива. Единственное, что можно с этим сделать, это попробовать рассказать о школе на максимально широкую аудиторию по-взрослому. Как о долге, как о необходимости, которую некому исполнить. Это, если высоко. А так, всё то же – деньги и наплевательское отношение к школе со стороны чиновничества. Ухудшающаяся идеологическая обстановка. Платите, не очень мешайте. Возможно, тогда молодых людей будет чуть больше.

Николай:

Мне кажется это совокупность факторов: считается, что профессия учителя — женская, и мужчине непрестижно преподавать, считают, что невысокая зарплата, нет карьерного роста, мужчине всегда нужно чуточку больше в плане самореализации. Как привлечь? Думаю, нужно поднимать престиж профессии, показать, что это интересно и тут есть огромный личностный рост и польза обществу.

Большинством крупных компаний, особенно технологических, управляют мужчины. Как мотивировать девушек быть увереннее в себе?

Антон:

Школе под силу развивать в детях, как в мальчиках, так и в девочках, необходимые управленческие навыки, «soft skills». Девушкам нужно дать понять, что они наравне с юношами могут развивать в себе уверенность, упорство, лидерство. Мне кажется, надо всем детям, вне зависимости от пола, еще в школе постоянно твердить, что их возможности безграничны, что они могут достичь невероятных высот в будущем.

Вадим:

Честно говоря, не наблюдал, чтобы девочки были менее уверенны, чем мальчики. В любом случае, такого рода вопрос глубоко психологичен, а значит, индивидуален. Не думаю, что вообще существует рецепт общего решения этой проблемы (да и проблема ли это?). Возможно, можно было бы сказать, что педагог-мужчина может как-то помочь, но всегда есть риск нарваться на другую проблему, о которой я говорил выше. Тут уж на свой страх и риск.

Николай:

Боюсь, тут дело в том, что у девушек нет таких амбиций как у мальчиков. Даже, если взглянуть на маленьких детей, они все хотят быть кем-то, но девушки актрисой, а мальчики президентом. И это нормально. Возможно, такие жизненные позиции диктуются обществом, но в рамках одной школы мировоззрение не изменить. Да и нужно ли?

Материал подготовлен в рамках исследования проекта «Счастлив быть учителем»