1

Образовательные реформы: Гонконг

Опубликовано: 17.06.2013


50 лет назад в Гонконге было только два университета и несколько профессиональных училищ. В начале 90-ых правительство взяло курс на превращение города-государства в мировой центр науки и образования. Теперь гонконгские институты по праву считаются одними из самых динамично развивающихся. Edutainme разобрался в азиатских тонкостях и узнал, что можно взять на вооружение.

Наиболее бурное развитие гонконгских университетов пришлось на 1980-90-ые годы — время оживления в китайской экономике. Доходы росли, вместе с ними и интерес к высшему образованию. Впрочем, ресурсы всегда использовали экономно — в отличие от США и СССР, особенного изобилия здесь никогда не наблюдалось. Поэтому вместо открытия новых вузов, решили налаживать связи между уже существующими университетами, городом и местными компаниями.

Первым примером такого сотрудничества стал Объединённый университетский компьютерный центр JUCC, основанный в 1971 году — проект Гонконгского университета и Китайского университета Гонконга. Благодаря ему были объединены локальные сети семи ведущих университетов Гонконга. Общая внутренняя сеть HARNET (Hongkong Research and Academic Network) дала возможность студентам, преподавателям, сотрудникам и даже некоторым школьникам пользоваться всеми цифровыми ресурсами университетов, начиная от статей и заканчивая данными из лабораторий.

По схожему принципу модернизировали и университетские библиотеки: все они фактически оказались объединены в одну большую — JULAC — Joint Iniversity Librarians Advisory Committee. Любой читатель одной из библиотек автоматически получает доступ ко всем сразу. И ехать никуда не надо: книгу может доставить курьер.

Другая особенность гонконгских университетов — их открытость к изменениям и новым идеям. Достаточно сравнить методики преподавания в Гонконге и материковом Китае. Например, в рамках работы над проектом китайские студенты-архитекторы сначала прослушивают вводную лекцию о том, какое задание им предстоит, потом обсуждают идеи и, наконец, представляют эскизы. В Гонконге этапов в два раза больше: вводное занятие, сбор информации, обсуждение, представление эскизов, исследование осуществимости проекта и заключительное обсуждение.

Студентов поощряют к участию в исследовательских группах и приглашают в молодежные ассоциации. За это начисляются дополнительные баллы, которые потом могут улучшить общую оценку в дипломе.

Еще одна сеть — JIJIS (Joint Institutional Job Information System) — помогает найти работу или стажировку. Эта система, как можно догадаться, если вы уже прочувствовали гонконгскую логику, объединила данные центров занятости университетов.

Самым мощным примером образовательной консолидации является ECOLITY, студенческая конференция по экологически устойчивому развитию городов. Конечная цель мероприятия — поиск неожиданных практических решений для давно известных экологических проблем. В финале конференции студенты презентуют проекты перед потенциальными инвесторами, претендуя на денежный приз и возможность реализовать свою идею. В 2011 году конференция имела инженерное направление: победила идея нового типа зарядного устройства, использующего в качестве энергии городской шум (вскоре её купил один из производителей мобильных устройств). В 2012 году в центре внимания оказалась работа с массовой аудиторией, и в итоге высшую оценку получили концепты реалити-шоу и мобильного приложения, обучающего людей минимизировать затраты электричества, воды и упаковки. Студенты изобретают, инвесторы находят удачные проекты, а государство подготавливает образовательную инфраструктуру для новых достижений. В итоге, все довольны.


Дарья Сухарчук