1

Оседлать тигра

Советы образовательным стартапам от основателя сервиса Brainify

Опубликовано: 15.12.2014


Если вы встретили тигра в лесу, и у вас нет оружия, есть лишь один способ выжить - постараться оседлать тигра и крепко вцепиться в шкуру. Это восточная метафора, которая подсказывает, как стоит себя вести во времена перемен. Михаил Миронов, сооснователь рекомендательного сервиса Brainify, размышляет о будущем образовательных стартапов.
Михаил Миронов - руководитель и сооснователь сервиса Brainify

Почему мы решили бороться за рынок образования? Во-первых, он большой: около 5 триллионов долларов, если говорить обо всем мире, несколько миллиардов – если ограничиться Россией. Во-вторых, вскоре его ждет масштабный передел. Как прогнозировал в прошлом году гарвардский профессор Клейтон Кристенсен, через 15 лет половина университетов в США может обанкротиться. Система образования производит некачественный продукт и не соответствует требованиям сегодняшнего дня: рано или поздно финансовые потоки будут перераспределены в пользу более эффективных источников знаний. В-третьих, многие предприниматели приходят в образование не только за финансовой выгодой и чтобы получить «самое мощное оружие, которое можно использовать, чтобы изменить мир», как говорил Нельсон Мандела.

Я думаю, что edtech-предпринимателям нужно покрепче вцепиться в шкуру тигра, которого мы оседлали. Он не готов сдаваться быстро, многих скинет по пути, но финал истории все так же неминуем.

Почему финала не избежать?

В презентациях Brainify я постоянно обновляю показатель, обозначающий процент российских работодателей, недовольных подготовкой выпускников: в прошлый раз он равнялся 70%, но коллеги посоветовали заменить на 90%. Недовольство постоянно растет, вызывая новые вопросы: «А стоит ли вообще идти в университет?» или «Может быть, учить ребенка дома?». В США, где образование платное, проблема стоит острее, но и для нас это только вопрос времени. Образование - отрасль консервативная, и в ней очень давно не было существенных перемен, хотя мир изменился очень сильно.

Моя любимая иллюстрация 14 века на эту тему.

Важность диплома – статус quo, который очень сложно преодолеть. Мне нравится отслеживать сигналы, которые сообщают о его пересмотре. Например, LinkedIn позволяет указать в профиле пройденные онлайн-курсы, а проект Open Badges дает возможность подтверждать неакадемические знания и навыки специальными значками (к этой экосистеме уже присоединились NASA и Disney Pixar). Обе инициативы предлагают работодателям альтернативный способ оценивать подготовку будущих сотрудников - они вносят правки в общественный договор.

Традиционные институты не уйдут небытие, но их роль и место серьезно изменятся: продвинутые станут центрами инноваций в образовании (не будем забывать, что edX, например, проинвестирован Гарвардом и MIT), остальным придется потесниться и всерьез конкурировать с альтернативными провайдерами образовательных услуг, в том числе, edtech-проектами. Сейчас такая перспектива может казаться далекой, но история показывает, что мы склонны преувеличивать краткосрочные прогнозы и преуменьшать долгосрочные. Изменения будут происходить лавинообразно. Давайте просто дождемся первого обанкротившегося университета.

Как оседлать тигра?

Ни одному из образовательных проектов не под силу серьезно ускорить процессы на рынке образования, но каждый из нас вносит свою лепту. Мне кажется, было бы полезно придерживаться нескольких правил.

Держаться подальше от инвесторов

Инвесторов нужно любить, но еще важнее любить клиентов и создавать для них что-то действительно нужное. Я уверен, что для образовательных проектов полезна инвестиционная диета: она как бритва Оккама отсекает ненужное и помогает сфокусироваться на главном.

Мы работаем с непростыми задачами - приходится вкладывать немало усилий в проект, прежде чем он даст плоды. Инвесторам же, как правило, хочется быстрой победоносной войны. Если есть возможность развивать проект собственными силами до реальной стадии роста, лучше так и делать. Давайте компенсировать не всегда верные ожидания инвесторов собственной осмотрительностью – тем более, кажется, 2015 год нам такую диету обеспечит.

Наращивать экспертизу

Стоит наращивать не только предметную, но и общую экспертизу: изучать педагогику (или андрагогику - для тех, кто работает со взрослыми), историю образования, теории мотивации, нейрофизиологию, внимательно следить за успешными и неуспешными практиками. Существующая система образования формировалась веками, постоянно наращивая методическую базу. С чего вдруг у нас получиться написать на коленке программу, которая уничтожит университет?

Работая онлайн, мы лишены многих возможностей – общаться со студентами лично, быть настоящими педагогами, поддерживать дисциплину. С другой стороны, у нас есть много средств, о которых в школах и университетах не мечтали. Нужно лишь не лениться совершенствоваться.

Всем известна проблема Coursera - до конца курсов доходит очень мало слушателей. Образовательный процесс состоит из двух частей: пробуждение интереса к учебе и, собственно, учеба. Большинство проектов фокусируются на втором - как произвести лучший образовательный контент и донести его в лучшей форме. Первый аспект, связанный с интересом, либо игнорируется совсем, либо прорабатывается поверхностно. Пока образовательные стартапы не научатся по-настоящему вовлекать студента, они будут слабой альтернативой. Нужно научиться вести диалог с каждым пользователем про него самого, его цели и предпочтения - обратиться к источникам внутренней мотивации.

Стать коллегами по цеху

Наш рынок очень неоднородный: это вебинары, обучение английскому языку, развивающие приложения для детей, системы автоматизации для школ, MOOC, рекомендательные движки, LMS… Хотя при таком разнообразии центробежные силы действуют активнее, чем центростремительные, было бы правильно осознать себя сообществом.

Во-первых, экспертизу можно накапливать совместно: чем лучше edtech научится справляться с ролью учителя, тем больше людей будут нами довольны. Во-вторых, вместе мы громче. Многие проекты соприкасаются с государственным регулированием, поэтому было бы правильно иметь свой голос при обсуждении законопроектов. В-третьих, edtech-стартапы далеко не всегда конкурируют: например, наша команда склонна воспринимать все хорошие проекты как потенциальных партнеров. Уверен, что на рынке есть много недооцененных синергий. В-четверых, развивая сообщество адекватных проектов, можно отмежеваться от сомнительных инициатив, раз уж приходится существовать с ними в одном инфопространстве.

Кооперироваться с традиционной системой образования

Давайте будем честны, традиционные институты системы образования в России, в подавляющем большинстве случаев, бюрократизированы и инертны. С ними сложно. Они не хотят. А если хотят, то часто на бумаге. И все-таки с ними надо сотрудничать.

Они - столпы существующей системы образования. Гораздо разумнее не конкурировать с ними и не игнорировать их, а искать способы для кооперации. Некоторым клиентам важно, какие у нас взаимоотношения с университетами, да и сами мы понимаем, что в будущем сможем делать с вузами очень интересные проекты. Кооперация со школами и вузами дает образовательным стартапам кредит доверия.

Любить клиентов

Каждый из нас либо приумножает, либо подтачивает ресурс доверия к образовательным проектам. Будет здорово, если мы будем об этом помнить, выстраивая взаимоотношения со своими клиентами. Понятно, что никто не идеален, но давайте постараемся доставлять счастье клиентам каждый раз, начиная качественным продуктом и заканчивая человеческим отношением.

Резюмируя эту длинную статью, хочу пожелать нам всем успехов в наступающем году и покрепче вцепиться в шкуру тигра, которого мы оседлали. Мы его неизбежно одолеем!