1

По ту сторону школьных стен

Кто, как и зачем учится на дому

Опубликовано: 11.06.2013


Для некоторых обучение на дому — привычная практика, если не единственный выход. Edutainme изучил последние исследования и выяснил, как в различных странах относятся к внешкольному образованию, каковы его виды, опасности и несомненные достоинства.

Опыт США

В 2007 году Роберт Кунцман и Милтон Гэйфер из Университета Индианы (США) выяснили, что около 1,5 миллионов американских школьников обучаются на дому. В этом году их количество, по приблизительным оценкам, могло перевалить за 2 миллиона, что составляет примерно 4% от всех учащихся. Более точные данные вряд ли будут найдены: портрет среднестатистического ученика, осваивающего школьную программу дома, составить практически невозможно. Во многих штатах для них нет обязательной регистрации, поэтому исследователи вынуждены делать выводы на основе разрозненных демографических данных.

Тлетворное влияние школы

Другой анализ (National Health Education Standards, 2007) выявил три основные причины, по которым родители выбирают домашнее образование: беспокойство, вызванное средой в других учебных заведениях (88%), желание обеспечить моральное или религиозное воспитание (83%) и недовольство академическим уровнем предлагаемого обучения (73%). По мнению опрошенных, оставляя детей дома, они сохраняют с ними связь и принимают более активное участие в их повседневной жизни, что в противном случае взяла бы на себя школа.

Вместе с этим, считается, что спустя год или два после начала методика домашнего образования начинает терять структурированность и эффективность. Чем старше становятся дети, тем сложнее приходится их родителям. По статистике, всего 15% детей из обычных семей и 48% из религиозных продолжают обучение дольше шести лет (Isenberg, 2007).

Существует и возможность компромисса. Государство поддерживает сотрудничество между общеобразовательными школами и пропагандистами домашнего обучения — за последние 15 лет появились специальные гибридные программы (Dahlquist, York-Barr, & Hendel, 2006; Lines, 2000), в рамках которых школы предоставляют ученикам необходимые материалы и осуществляют академический контроль.

Дистанционное образование

Разумеется, не последнюю роль в развитии домашнего обучения сыграл интернет. Виртуальные школы, как правило, создаются коммерческими организациями, которые видят в этом прибыльную нишу. Чаще всего, это чартерные школы — те, которые получают меньше финансирования, зато имеют право преподавать по экспериментальным программам. Впрочем, из-за отсутствия внешнего контроля и стандарта оценивания в академических результатах учеников наблюдается существенный разброс (Cavanaugh, 2009; Gaither, 2008; Huerta, 2006, 2009). Есть проблема и с тем, что, поступая в школы, финансируемые государством, ученики претендуют на и так скудные ресурсы сферы образования. (Huerta, 2006, 2009; Klein & Poplin, 2008; Rapp, Eckes, & Plucker, 2006).

Оценки не зависят от формы обучения

Объективность научных данных по академической успеваемости детей, учащихся за пределами школы, пока оставляет желать лучшего. С 1990 по 2010 год под эгидой HSLDA было проведено пять крупных исследований на эту тему (последнее — Ray, 2010). Демографические данные и результаты тестов, проводимых, как правило, на дому, сравнивали со средними показателями по стране.

Школьники на домашнем обучении почти всегда набирали 80% от лучшего результата или больше. Однако ученые обращают внимание на то, что эти данные не являются случайной выборкой, поэтому не могут быть отражением реальной картины.

Другие исследования показывают, что связи между академической успеваемостью и формой обучения нет. При анализе 789 студентов первого курса одного из колледжей в Калифорнии не удалось выявить какие бы то ни было существенные различия в навыках мышления у тех, кто учился дома и в школе (Oliveira, Watson, & Sutton, 1994).

Европейский опыт

Другие страны придерживаются более консервативной политики. В большинстве стран Европы у детей есть право в той или иной форме учиться на дому, используя школьные материалы и помощь педагогов, но таких учащихся менее 0,1% (Glenn & de Groof, 2002; Kostelecká, 2010; Petrie, 2001; Sliwka & Istance, 2006; Spiegler, 2010).

При этом в Германии и в Израиле домашнее обучение запрещено на законодательном уровне. Это связано с опасениями возможного социального раскола и негативного опыта.


Екатерина Сетина