1

Почему закрываются образовательные стартапы

Прощальное письмо основателя InStudies

Опубликовано: 13.05.2014


Даже если затея не удалась, всегда можно провести разбор ошибок и извлечь пользу. Edutainme публикуют размышления основателя полузакрывшего проекта InStudies — коллаборативной платформы для работы студенческих групп.
Егор Горев
Егор Горев — дизайнер, бывший руководитель проекта InStudies

Небольшой экскурс: 4 года назад я со своей командой решил сделать крутые онлайн-инструменты для студентов, чтобы тем было легче учиться. Идея нравилась практически всем, мы получали великолепный фидбек, смогли побывать в Кремниевой долине, привлечь инвестиции, пройти через бизнес-инкубатор, но в итоге нам все равно пришлось закрыть проект.

Произошло это по нескольким причинам:

1. Для использования сервиса нужна мотивация. А мотивации у студентов в СНГ очень-очень мало. Усугубляет положение еще и то, что большинству преподавателей на студентов абсолютно наплевать.

2. Университеты в СНГ не конкурируют друг с другом. Если за рубежом вузы подстраиваются под процветающие отрасли бизнеса, стараясь поставлять в компании квалифицированных специалистов и все время улучшают свои образовательные программы, то в наших краях компании вынуждены взращивать специалистов практически с нуля, т.к. образование зачастую ничего не значит. Огромное количество студентов никогда в жизни не будут работать по специальности (это тотальное безумие).

3. Абсолютно все образовательные интернет-проекты испытывают проблемы с так называемым retention (возвращением пользователей на сайт). Это касается и сверхпопулярной Coursera, где из 100% студентов, подписавшихся на курс, заканчивают его лишь 2%-5% Весь технологический мир ждет новый тренд в образовательных проектах — Edutainment (Education + Entertainment), который должен решить эти проблемы.

4. Отсутствие учебного процесса в студенческих группах. Мы сделали инструмент, который позволяет повысить эффективность учебного процесса, но ни один инструмент не сработает, если такого процесса просто-напросто нет. С этим сталкивается и большинство сервисов для повышения продуктивности команд — если в команде нет рабочего процесса, ни один инструмент не сработает, т.к. команда просто не поймет, как им пользоваться, зачем им это нужно и почему это будет полезно. Собственно, это и убило наш сервис. Многие регистрировались — но за 3-5 минут внимания, которые мы получали от студентов после регистрации, они не понимали всю прелесть использования нашего инструмента (а польза начинает проявляться спустя минимум 2-3 недели каждодневного использования).

Наша команда не работает над сервисом с ноября 2013 года, хотя сам сайт еще доступен. В смерти продукта виноваты не обстоятельства, как некоторые могли подумать, а мы сами. В завершение — болезненная цитата:

«Опыт — это то, что получаешь, когда не получил того, что хотел»

Егор Горев
Тэги:
Манифест