1

Портрет жителя сети

Исследование: чем занимаются школьники в интернете?

Опубликовано: 11.12.2014


Что дети делают чаще – играют в игры или сидят в социальных сетях? Общаются с друзьями или пишут запросы в Google? С 2012 года участники Лиги юных журналистов начали исследовать цифровое поколение в России: в опросах приняли участие более двух тысяч школьников 10-17 лет. Edutainme публикуют самые интересные выводы.

Дети овладевают технологиями раньше, чем чтением и письмом

Современные школьники не только живут в условиях повсеместного интернета, но и вообще не помнят другой жизни. Освоение информации с помощью цифровых технологий происходит раньше, чем дети начинают читать и писать – в три-четыре года, часто стихийно, без контроля взрослых. Более 90% опрошенных детей заходят в интернет практически ежедневно, а среди родителей таких активных пользователей всего 40% (среди бабушек и дедушек 13%). Авторы исследования отмечают, что дети не просто пользуются интернетом, а фактически живут в нем: информационное пространство является продолжением и усилением личностного и группового социального пространства.

В эпоху интернета люди общаются больше, а не меньше

Несостоятельным оказывается миф о том, что интернет уменьшает реальное жизненное пространство: на самом деле подростки стали больше и интенсивней общаться. Если в 1998 году большинство школьников на досуге смотрело телевизор, то в 2012 на первое место выходит общение с друзьями. Растёт значимость совместных форм досуга, при этом значимость индивидуальных форм (например, прослушивание музыки в плеере) уменьшается. Интернет выходит на первое место как источник постижения реальности, а не ухода от нее – 71% детей пользуются сетью для получения знаний. Сетевые сообщества начали частично выполнять социальные функции кружков: по данным исследования, в секции ходит 36% подростков, а в соцсетях зарегистрировано большинство.

Дети цифровой эпохи общаются много, причем не только в интернете

Московские дети не читают газет, боятся вирусов и любят книги

Отдельное исследование проводилось в августе-октябре 2014 года среди московских школьников. Авторы постарались проанализировать привычки детей и составить сводный портрет юного москвича.

После занятий в школе и других обязательных дел он (она) чаще всего встречается с друзьями, читает книги, общается в интернете, слушает аудиозаписи, посещает секции и клубы. Вопреки распространенному мнению, интернет-серфинг и компьютерные игры пока уступают место общению с родителями, походам в кино и просмотру фильмов. Роль компьютеров и интернета возрастает, когда нужно добыть полезную информацию. На втором месте по значимости школа, учителя, сверстники, затем книга, а средства массовой информации занимают очень скромное место.

Юный москвич открыт для прогресса, считает, что новые технологии стремительно меняют мир, облегчают и улучшают жизнь, делают человека свободней. Вместе с тем, к техническим новшествам надо относиться осторожно и уметь их правильно использовать. Москвича раздражает ложная, ненужная или негативная информация, возможность зависимости от интернета, а также риск заражения компьютера вирусами и вредоносными программами. Он (она) осознают, что с интернетом связана потеря времени, он мешает живому общению.

Подростки в интернете - путешественники, граждане, творцы и бунтари

По данным исследования 2013 года, каждый восьмой подросток в будни проводит в интернете 5 часов и больше. В выходные присутствие детей в интернете резко возрастает: такое же время в сети проводит уже каждый четвертый. При этом 80% взрослых пользуются интернетом меньше 3-х часов в день. Почти половина школьников относят себя к категории пользователей, то есть просто используют интернет в своих потребительских целях. На втором месте оказались путешественники и открыватели (16,6%) - те, кого привлекает интересный мир сетей и ресурсов. На третьем месте - граждане цифрового мира (13,6%). К творцам относят себя 10,1% респондентов, к террористам и бунтарям (они любят критику, споры, троллинг) - 12%.

По материалам Сергея Цымбаленко, доктора педагогических наук