1

Практика изменений

что делать, когда сделать ничего нельзя

Опубликовано: 22.04.2013


Исследовательский институт Challenge Success помогает школам совершать те маленькие шаги, которые ведут к большим переменам.

Очевидно, что современных детей уже нельзя учить по привычным методикам. Но сколько времени пройдет, прежде чем неповоротливые системы образования смогут догнать стремительно меняющееся общество? Challenge Success, исследовательский проект Стэнфордского университета, объединяющий методистов, психологов и врачей, разрабатывает и тестирует стратегии подготовки детей к жизни — том самом в самом непредсказуемом будущем.

Почему все так медленно?

Мадлен Левайн — одна из основателей Challenge Success, кандидат психологических наук, автор книги «Учите детей как следует или Почему настрой и умение справляться с любой задачей значат больше, чем оценки и трофеи». Она считает страх неизвестности главной причиной того, что прогресс в сфере образования движется черепашьим шагом: «Люди от природы консервативны и не хотят пробовать новое».

Madeline Levine

«Родители хотят быть уверены, что их дети не станут безработными», — говорит Мадлен. — Но никто не знает, какие профессии появятся, а какие навсегда исчезнут. Как это ни парадоксально, но именно во времена неопределенности люди должны решиться попробовать что-то новое, проявить любопытство и готовность к экспериментам. Поразительно, как чудовищно медленно меняется образование. Как и во многих других областях науки, разрыв между признанным в теории и применяемым на практике очень велик. Школы, в которых пытаются учить на новый лад, называют перспективными, но относятся к ним как к лабораторному эксперименту. Мы продолжаем учить по законам, придуманным 200 лет назад, в мире, который требовал от человека совершенно других качеств".

Пять тактик для будущего

Кое-что можно изменить уже сейчас, не дожидаясь указов сверху. Любая школа или учитель могут взять на вооружение идеи команды ученых из Cтэнфорда, не меняя учебного плана и образовательной системы в целом.

Вот пять тактик, которые, как подтверждают исследования, научат школьников решать неожиданные задачи, подходить к жизни и учебе более осмысленно, да и просто расти здоровыми. Challenge Success работает не только со школами, но и с родителями, так что эти идеи можно применять и в домашней обстановке.

  1. Проектное обучение
  2. Проекты помогают понять, как применить полученные знания на практике, научиться работать в команде и решать сложные многоэтапные задачи. Учитель при таком подходе сменяет роль лектора на халат заведующего лабораторией. Его задача не рассказать, а создать условия, в которых дети смогут экспериментировать, проявить самостоятельность, умение анализировать информацию, взятую из разных источников, работать в команде и — самое главное — принимать решения; то есть уже в школе начать оттачивать умения, необходимые во взрослой жизни.

  3. Альтернативные критерии оценки
  4. Типовые задания и тесты проверяют только часть полученных знаний и только определенные умения, все таким способом невозможно оценить. Почему бы время от времени не воздерживаться от оценок? Вместо этого можно давать письменные комментарии к работам, позволять ученикам вносить исправления и оценивать работы друг друга — сосредоточить их внимание на содержании, а не на отметках.

  5. Распорядок дня
  6. В идеальном мире распорядок дня соответствовал бы возрасту и был больше похож на распорядок в детском саду, где есть место играм и сну. Перемены были бы дольше, и у детей оставалось время, чтобы поговорить с друзьями,подумать о планах на день, обдумать и структурировать услышанное за день. Информация усваивается по-настоящему не тогда, когда, скрюченный, сидишь за партой.

    Детям, как и взрослым, нужны девять часов сна, но разговоры о том, что их следует укладывать спать раньше, бессмысленны: ребенок живет с родителями, со старшими братьями и сестрами, а те допоздна заняты своими делами. Почему бы не начинать занятия в 10 утра — более подходящее и для подростка, и для всей семьи время.

    А учителям рекомендуется заранее договариваться друг с другом о датах контрольных, чтобы ученикам не приходилось сдавать все в один день.

  7. Внимание
  8. Школьнику, а особенно старшекласснику, нужен, помимо родителей и сверстников, старший друг, которому можно довериться — наставник, советчик, защитник. С кем можно обсудить идеи и проблемы. Кто готов делиться личным опытом.

    Если таких людей в окружении ребенка нет, каждый из преподавателей может побыть немножко психологом. Дети учатся лучше, когда учителя обращают на них внимание не только на уроке — разговаривают на переменах и после занятий, знают их интересы вне школы.

  9. Обучение родителей
  10. Родителям, которые действительно много внимания уделяют своим детям, приходится делать выбор между временем на учебу и часами для игр, семейных ужинов и сна. Но что лучше — лишить ребенка свободного времени и игр или уменьшить его шансы стать круглым отличником и поступить в университет без проблем?

    Сhallenge Success рекомендует давать детям возможность анонимно через учителя передавать послания о том, что их волнует и как родители могут поддержать их. Эти записки учителя зачитывают на родительских собраниях и обсуждают проблемы сообща.


По материалам блога MindShift