1

Разрабатываем технологический проект

Опубликовано: 12.12.2016


Универсальных принципов создания успешного проекта не существует. Нужно учесть много факторов: потребности рынка, влияние политических рычагов и многое другое. Однако вдумчивое планирование поможет застраховаться от неудачи. Михаил Летунов, магистрант РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина и капитан лучшей команды конкурса «Битва умов-2016», делится советами.

1. Разработать максимально четкий бизнес-план

План обязательно должен включать в себя описание бизнес-модели проекта –потенциальный рынок, каналы выхода и продвижения, способы получения дохода и т.д. Представьте себя по очереди на месте инвестора, покупателя, партнёра по бизнесу, конкурента и визуализируйте это все в бизнес-план. Чем глубже будет детализация, тем легче будет убедить инвестора профинансировать идею. Большинство советов экспертов и инвесторов на конкурсах стартапов – и «Битва умов» не исключение – касаются обычно именно бизнес-планов: у многих талантливых людей с техническим образованием техническая часть проекта чаще всего проработана до мелочей, а вот бизнес-составляющая оставляет желать лучшего.

2. Грамотно представить идею инвесторам

Успешная защита проекта перед инвесторами предполагает не только знание всех технологических особенностей своего продукта или технологии (что само собой разумеется), но и понимание того, как ваша разработка будет встроена в тот или иной рынок. В зависимости от типа рынка (это может быть определённая социальная группа людей, отдельная компания или даже целая группа компаний) будут работать различные механизмы продвижения вашего продукта. Но всегда нужно знать ответы на три вопроса: что вы продаёте; кто будет вашим покупателем; на чем вы будете зарабатывать. Эти, казалось бы, тривиальные вопросы могут поставить в тупик большое число талантливых инженеров, конструкторов, изобретателей, но они являются ключевыми для инвесторов. Здесь уже необходимы знания из области экономики, менеджмента и даже психологии. Естественно, со студенческой скамьи тяжело хорошо ориентироваться в текущей ситуации на производстве, но попробовать стоит.

Нужно ответить на три вопроса: что вы продаёте; кто будет вашим покупателем; на чем вы будете зарабатывать.

Во-первых, при подготовке презентации буквально на 3-4 слайдах необходимо ответить на три основных вопроса: каков потенциальный рынок для предлагаемой разработки, какая будет применена модель выхода и способы получения дохода. Но сделать это нужно максимально убедительно: каждый слайд должен нести один ключевой тезис, а все вместе они должны складываться в единую историю. Текст использовать только для описаний по существу, стоит отдать предпочтение графикам, диаграммам или другим форматам визуализации информации. Это позволит инвестору быстро сориентироваться в сути слайда и увеличит шансы на успех. Во-вторых, во время выступления перед экспертами необходимо постоянно держать контакт с аудиторией. Для этого ваша речь должна содержать минимум профессионализмов, быть в меру эмоциональной, включать уместные шутки. Конечно, подготовка подобных выступлений требует активного участия каждого члена команды. Поэтому лидеру проекта очень важно знать сильные и слабые стороны каждого, чтобы сделать процесс наиболее эффективным и уложиться в срок.

Конкурс «Битва умов-2016»

3. Собрать и сплотить команду мечты

Кроме презентации идеи, вам нужно презентовать и себя. Инвестор вкладывает прежде всего в увлеченного лидера, ведущего за собой сильную команду. Ни один великий проект не был сделан в одиночку. Найдите единомышленников, способных вместе с вами отстаивать и защищать идею, и – вперёд навстречу мечте.

Сейчас большинство компаний ставит во главу угла не просто интеллект будущего сотрудника, а так называемые soft skills. Эти навыки можно у себя выработать, например, участвуя в конкурсах: взгляд со стороны специалистов отрасли и экспертов рынка помогает быстрее сориентироваться в текущей ситуации, увидеть существенные ошибки, научиться конструктивно использовать обратную связь на ваши решения. Ведь иногда даже студент может предложить что-нибудь стоящее – важна восприимчивость окружающих и его способность отстоять свою идею. Благодаря конкурсу я начал чувствовать себя уже гораздо увереннее при защите своих проектов.

Даже студент может предложить что-нибудь стоящее – важна восприимчивость окружающих и его способность отстоять свою идею.

Чтобы возглавить команду, нужно, в первую очередь, верить в конечный успех вашей идеи. Люди должны видеть уверенность в результате. Конечно, лидер той или иной команды должен обладать всеми компетенциями, т.е. быть универсалом. Это важно, так как тогда он будет чётко и ясно формулировать цели и задачи для своих коллег. Также необходим индивидуальный подход к каждому. Каждый член команды должен чувствовать себя нужным и принимающим участие в становлении и развитии проекта. Это создаст нужную рабочую атмосферу и сплотит коллектив. И еще одна важная деталь: поскольку большинство ключевых решений принимается в неформальной обстановке, важно использовать совместные походы в кино, корпоративные ужины и для укрепления связей внутри команды.

Михаил Летунов