1

Робот на уроке

Кто и как развивает школьную робототехнику в России

Опубликовано: 18.11.2015


В новом учебном году российских школьников начнут знакомить с принципами создания и использования роботов. Почему у робототехники в школе большое будущее и как такому учить – рассказывает Сергей Филиппов, руководитель робототехнического центра в ФМЛ №239 и один из ведущих российских специалистов в области преподавания робототехники.


Сергей Филиппов

В каком состоянии сейчас находится образовательная робототехника в России?

В хорошем. В последнее время началось активное движение по развитию школьной робототехники сверху, со стороны администраций. А движение снизу продолжается уже около 10 лет, и сейчас мы переживаем тот счастливый момент, когда эти два вектора соприкоснулись.

Наконец начала вырабатываться единая стратегия развития этого направления в школьном образовании. Санкт-Петербург, Челябинская область, Москва, Красноярский край, Свердловская область и Казань уже успешно ею занимаются. Где-то разработана методика преподавания робототехники в школах, где-то подготовлены сильные команды для участия в международных олимпиадах, а кто-то уже их выиграл – Россия за последние пять лет собрала до десяти золотых медалей на крупных международных соревнованиях.

И самое главное сейчас – подпитывать эти перспективные начинания компетентными и заинтересованными школьниками.

В прошлом году Дмитрий Ливанов объявил, что с 2015 года робототехника в российских школах будет преподаваться в рамках обязательного предмета «Технология» – того, который раньше назывался «Труд». Как идет подготовка к этим изменениям?

В ФМЛ №239, который стал экспериментальной площадкой, такой формат преподавания реализуется уже с 2008 года. Для наших ребят труд – это именно робототехника, и по этому предмету дети даже сдают переводной экзамен в конце 5 класса. Подобного уровня внедрения нигде в России пока еще нет, но я знаю, что обязательные уроки уже не один год ведутся не меньше, чем в 10 российских школах.

Обязательные уроки уже не один год ведутся не меньше, чем в 10 российских школах.

В целом же под новый предмет сейчас активно составляются учебные программы и пишутся учебники. В данный момент я сотрудничаю с тремя издательствами как консультант и автор пособий. В помощь российским учителям совместно с Центром педагогического мастерства мы также создали онлайн-курс повышения квалификации: в нем собраны базовые советы для начинающих преподавателей.

Кроме того, продолжается и очная работа с учителями. Еще с 2009 года в Санкт-Петербурге мы начали плотную работу по формированию сообщества подготовленных преподавателей робототехники и традиционно два раза в год проводим открытые бесплатные курсы по робототехнике на базе лицея №239. В июле у нас закончился очередной этап курсов, на котором занимались 90 человек из 23 городов России.

Как за эти годы изменились учителя робототехники?

Я замечаю, что со временем уровень подготовки учителей повысился. Во-первых, это связано с тем, что к нам на обучение стали чаще приходить уже сформировавшиеся специалисты: инженеру, который закончил вуз и имеет опыт работы, не очень сложно разобраться в специфике школьной робототехники и начать вести уроки.

Инженеру, который закончил вуз и имеет опыт работы, не очень сложно разобраться в специфике школьной робототехники и начать вести уроки.

Но и общий уровень, в том числе начинающих преподавателей робототехники, растет. Мы видим это и по результатам детей на соревнованиях, и непосредственно сотрудничая с большим количеством педагогов. Дело в том, что после курсов у нас традиционно происходит летний роботехнический лагерь, где опытные преподаватели ведут занятия с детьми вместе с начинающими педагогами. Там мы и видим, как раскрываются их способности.

Кого сейчас больше среди учителей робототехники?

Добрую половину преподавателей составляют студенты, которые либо являются выпускниками технических кружков, либо учатся профессиям соответствующих профилей. Известно, что в ИТМО декан факультета компьютерных технологий и управления Алексей Алексеевич Бобцов настоятельно говорит своим студентам: «Ребята, не ходите подрабатывать официантами, ведите лучше занятия в школах по своей специальности. Пусть вы получите от этого чуть меньше денег, но зато сделаете хороший задел на будущее». И действительно, ИТМО сейчас – просто кузница преподавательских кадров.

«Ребята, не ходите подрабатывать официантами, ведите лучше занятия в школах по своей специальности. Пусть вы получите от этого чуть меньше денег, но зато сделаете хороший задел на будущее».

Опытных инженеров в школах пока не очень много. Оставшаяся – достаточно большая часть – профессиональные педагоги, которые переквалифицировались из информатики, физики или даже из биологии. Им бывает трудно, но все зависит от уровня подготовки преподавателя в технической области.

Какие перспективы у робототехники как предмета?

Мне бы хотелось, чтобы робототехника в современных школах сформировалась в отдельную науку. Она этого достойна. В 1980-90-е годы похожий период переживала информатика, когда злые языки говорили: «Зачем детям в школах информатика? Пусть инженеры занимаются компьютерами». Но сейчас этот вопрос уже не поднимается, информатика отстояла свои позиции.

Важнейшая особенность робототехники заключается в том, что этот предмет опирается на информацию, которую ребята получают на математике, физике, информатике и других предметах. И, если вся эта программа дается школьникам синхронно, то на робототехнике все знания спаиваются и закрепляются.

Робототехника опирается на информацию, которую ребята получают на математике, физике, информатике и других предметах: все знания спаиваются и закрепляются.

Начинать крутить шестеренки и включать простейшие регуляторы можно еще с 5 класса, когда ребята начинают осваивать обыкновенные дроби и алгебраические выражения. В 7 классе появляется механика, а затем и электротехника – тогда пора переходить от образовательных конструкторов к сборке роботов на микросхемах.

Ведь применить математическую или физическую формулу для управления движением робота – это значит понять ее суть. Необходимо дать ученикам осознать, что значит вычитание и умножение в реальном мире: это не только умение считать деньги, но и производить физические действия. И в робототехнике это можно увидеть наглядно. Ребята приходят к совершенно другому мироощущению, когда начинают с помощью своих знаний управлять машинами.

рободети.jpg

Михаил Городов , 6 класс:

Я начал заниматься робототехникой, когда поступил в лицей в прошлом году. Мне стало интересно, и я начал ходить сразу на несколько робототехнических кружков. А особенно я увлекся занятиями после того, как наши роботы поехали участвовать в соревнованиях по сумо. Этим летом мы начали делать роботов-исследователей Луны, которые называются Robofriends. Один из них ездит по лунным кратерам и отсылает на компьютер данные об их цвете. Он также сообщает о своем местоположении, которое отображается на карте. А второй – робот-спасатель – помогает своему другу-исследователю выбираться из глубокого кратера, где он застревает.

Кирилл Егоркин, 6 класс:

Робототехникой я занимаюсь с прошлого года. Больше всего мне нравится именно конструировать роботов и видеть, как машины, которых я собрал, едут. Еще мне нравится создавать то, чего до этого никогда еще не было. Поэтому меня много раз ругали на уроке за то, что я занимался посторонними делами: собирал что-то свое.

Текст: Лекториум