1

«Самые ценные навыки
мы получили благодаря занятиям, которые
выдумали сами»

Зак Клейн, основатель Vimeo и крупнейшей международной 
социальной сети для детей DIY

Опубликовано: 17.02.2014


О том, как сделать так, чтобы дети хорошо
себя вели в интернете, и им это нравилось

Онлайн-сообщество и приложение для детей DIY — один из самых важных проектов в maker movement, движении, набирающем обороты в США и Канаде. Это старое доброе «сделай сам», но с уклоном в технологии, коммуникацию и взаимное обучение. Дети собирают портфолио из собственных поделок и отдают на суд родителям, друзьям и всему миру.

Каждый основатель DIY заслуживает отдельного представления. Зак Клейн — автор Vimeo, лучший в мире мастер по созданию сообществ, визионер, живущий в лесу. Исайя Саксон — основатель Encyclopedia Pictura, самой крутой и уважаемой в мире видеостудии. Журнал Esquire назвал его режиссером будущего: сейчас он снимает фильм для детей в своей невероятной технике (кстати, он называется DIY in 3D) Среди своих главных интересов основатели DIY называют садоводство, фермерство, строительство, дополненную реальность, визуализацию науки, социальную экологию и приключения.

DIY in 3D

Мы фанаты вашего приложения, но о нем почти ничего не известно. Как долго вы существуете и кто у вас в команде?

Мы запустились в мае 2012 года, нас всего несколько человек. Я раньше занимался Vimeo, а мой партнер Исайя, он режиссер, снимает кино. Эндрю Зелински — наш CTO, технический директор, он работает в автомобильной индустрии и до нас участвовал в создании нескольких проектов для детей, нечто вроде кружков для умелых рук.

Приложение Do It Yourself — кажется, единственная сейчас социальная сеть для детей.

Да, похоже, мы уникальны. Не думаю, что есть еще какое-либо сообщество, которое вдохновляет детей делать что-то руками, делиться этим онлайн, придумывать что-то вместе, ну и еще чтобы родители разрешали.

Как у вас это получилось? До сих пор это никому не удалось, хотя попыток было множество.

Потому что это серьезный вызов, непростая задача. Прежде всего, сложно сделать так, чтобы дети вообще имели право участвовать в онлайн-проектах. Во многих штатах в Америке есть законы, прописывающие, как именно и в какой форме мы должны получать разрешение от родителей. Гигантская часть нашей работы — поддерживать сообщество так, чтобы оно было безопасным, никто никого не обижал и не оставлял оскорбительных комментариев под работами. Мне кажется, многих такие трудности могут просто ужаснуть.

У вас есть армия людей, которые мониторят, чем дети и, может быть, не очень хорошие взрослые занимаются в соцсети?

Да, это комбинация людей и программного обеспечения. Первый уровень защиты — это алгоритмы, мы используем специальную схему, которая помогает нам установить, какие пользователи потенциально могут быть негативными. В таких случаях подключаются люди, которые работают у нас в штате. Они проводят небольшое расследование, изучают профили таких людей и загруженный ими контент.

А как быть с детьми, которые всегда с радостью готовы подшучивать над теми, у кого что-то не получается, и делают это в жизни довольно жестоко. У вас они ведут себя примерно, как вы их этому научили?

Мы никак не учили их, но у нас есть базовые правила. И одно из основных — не будь гадиной.

И все сразу же принялись ему следовать?

Ха-ха, да! Люди, которые присоединяются к нашему сообществу, очень быстро понимают, что ты не сможешь завести никаких друзей, если будешь вести себя плохо. Тебя никто не будет слушать, интересоваться тобой, уважать тебя, если ты не уважаешь других. Единственный способ подружиться и заслужить уважение на DIY — быть творческим и добрым по отношению к другим пользователям.

То же самое происходило и на Vimeo. Если сравнить комментарии к любому видео на Vimeo и на Youtube, можно заметить, что люди на Vimeo всегда более вежливы. Всё потому, что мы следовали точно такому же правилу. Не нужно бояться устанавливать правила на своем сайте, не нужно бояться говорить своим пользователям, когда они ведут себя как настоящие поганки. Но важно не навязывать эти правила, а создавать среду, которая сама будет поощрять правильное поведение.

Это здорово. А как вы планируете зарабатывать на приложении?

Сейчас у родителей есть возможность покупать бейджи и другие приятные знаки отличия и дополнительные штуки, с учетом навыков, полученных их детьми. Скоро мы сделаем разные опции подписки, которая позволит детям и родителям получить доступ к новым возможностям.

Зак Клейн

Вы как-то системно работаете со школами или, может быть, у вас в сообществе есть свои отдельные преподаватели? Приложение DIY используют в школах?

Да, школы пользуются нашим приложением. Сами мы для этого особо ничего не делали — просто разные школы и образовательные системы сами разузнали про DIY и пользуются им на уроках. Есть несколько примеров. Один из моих любимых: в Индонезии есть система международных школ, где все ученики в обязательном порядке используют DIY, и им всем, кажется, очень нравится. Там вроде бы тысяча или более учеников. Есть школа в Бостоне, где триста учеников 7-8 классов используют DIY на уроках дизайна. Они изучают дизайн компьютерных игр, дизайн одежды и графический дизайн, каждый выбирает, что ему больше нравится делать руками.

Как вы все это затеяли? Крутые парни из видео-продакшена, один из вас режиссер, и вы вдруг решили сделать приложение для детей, связанное с искусством.

Мне кажется, в Америке для многих людей образование — очень интересная и горячая тема, и для каждого из нас тоже. Все причастные к созданию проекта ощущали, что мы получили самые ценные навыки не в обычной школе, а благодаря тем занятиям, которые сами для себя выдумывали. Мы решили, что будет полезно создать специальную платформу, где больше всего уважают тех, кто делает что-то своими руками, чтобы получать навыки, которые в школах и вообще в мире пока не рассматривают как что-то серьезное. Когда мне было 11 лет, и я начал делать свой первый сайт, никто, включая родителей, не понимал, что однажды это может пригодиться. Для этого мы и создали DIY — чтобы поощрять занятия, которые сейчас увлекают детей, а остальной мир вводят в недоумение, и чтобы дать детям место, где они могут похвастаться свои талантами, достижениями и добиться успеха.

Как вы получили свою первую аудиторию? Вы предложили идею знакомой школе или тестировали все на младших братьях?

У каждого из нас, кто работал над этим проектом, есть окружение, целая международная сеть людей, которым тоже интересна эта тема, так что сработало «сарафанное радио». Мы даже ничего толком не делали, чтобы кого-то специально затянуть.

Похоже на то, как мы делаем наш проект — просто делаем и люди находят нас сами. Вы сказали, что ваша аудитория живет в Северной Америке, что мешает вам выйти на мировой рынок и стать полностью международными?

Конечно, мы хотим. Было бы круто, если бы мы смогли сделать что-то полезное для каждого ребенка. Но наш интерфейс сильно зависит от языка, и пока переведено очень мало. У нас одновременно две задачи — сделать интерфейс менее зависимым от языка и более визуальным, чтобы им было проще пользоваться в любой стране. Но мир такой большой и в нем так много различных культур, пока мы стараемся сделать так, чтобы наш DIY был максимально удобен детям той культуры, которую мы лучше всего понимаем.

Я не хочу недооценивать важность международного сообщества — 40% наших пользователей живут за пределами США. Мы знаем, что это важно. Но сейчас мы в первую очередь думаем, во-первых, о монетизации, а, во-вторых, о том, чтобы на DIY стало проще существовать группам. Сейчас, если вы учитель, и у вас есть класс, DIY использовать сложно. У нашего приложения просто нет такой роли — «учитель». Поэтому мы хотим сделать специальные аккаунты для учителей, чтобы они могли управлять своими классами.

А будет что-нибудь для детей постарше, вроде нас?

Это забавно — многие проекты и идеи в сообществе привлекательны для любого возраста, и мы, конечно же, получаем письма от взрослых, которые жалуются на то, что DIY — приложение только для детей. Они хотят тоже им пользоваться.

И мы хотим.

Но мы задались целью сделать приложение для детей. Ведь столько всего в интернете предназначено только для взрослых, а мы хотели сделать часть интернета специально для детей.


Владимир Синельников