1

Скорость или глубина?

Новые форматы онлайн-обучения: как узнать нужные вещи, не успев заскучать

Опубликовано: 10.03.2015


Как найти компромисс между желанием учиться и нехваткой времени? Как удержать внимание и не растерять студентов до конца курса? Роман Косточка, руководитель платформы микрокурсов Coursmos, рассуждает о современных форматах онлайн-образования.

Психолог Дэниел Гоулман считает, что так называемая «многозадачность» – это не одновременная работа над несколькими задачами, а быстрое переключение между ними. Об этом он пишет в своей известной книге Focus: The hidden driver of excellence. Уровень развития технологий и их повсеместное проникновение привели к тому, что мы проверяем гаджеты, даже если на них нет вызова или сообщений. По сути — отвлекаемся от одного экрана, чтобы посмотреть на другой. Подобное поведение давно вошло в привычку, а нынешнее подрастающее поколение и вовсе не может представить жизнь без интернета и гаджетов.

Как успеть научить, не вогнав в скуку

Про «поколение рассеянного внимания» уже написано очень много интересного. В 2012 году Mashable опубликовал статью, в которой осветил результаты исследования Pew Research Center. По его данным, около 90% из 2500 учителей сошлись во мнении — современные технологии порождают поколение людей, которые не могут долго сосредоточиться, легко отвлекаются, при этом они хорошо владеют поисковыми системами и быстро находят информацию. В свою очередь, Гоулман считает, что гаджеты не есть зло, мы просто должны использовать их с умом. Другими словами, всем поставщикам контента стоит обратить внимание на новые паттерны потребления информации.

За краткую историю онлайн-образования развилось множество форматов получения знаний – от сжатых и веселых до развернутых и серьезных. Университеты предлагают более тысячи курсов на Coursera, в Академии Хана можно найти 4200 бесплатных видеолекций по математике, истории и другим дисциплинам, TED распространяет идеи и знания великих политиков, историков и прочих талантливых людей, на Youtube есть масса популярных образовательных каналов. Но при этом, согласно данным Youtube, среднее время, которое большинство пользователей тратит на просмотр ролика, составляет от 1’04’’ до 2’43’’. После этого внимание зрителя переключается.

Несмотря на то что прохождение курсов требует немало времени, формат MOOC кажется мне перспективным. Академические знания действительно сложно передать в сжатом виде, а еще есть те, кому просто нравится налить чайку и посидеть часок-другой, слушая преподавателя. Однако нельзя сбрасывать со счетов исследование, проведенное Высшей школой образования Университета Пенсильвании. Проанализировав поведение миллиона слушателей Coursera, ученые выяснили, что онлайн-курсы заканчивают от 2% до 14% студентов. Вовлечение в процесс стремительно снижается через 1-2 недели после начала обучения.

Coursmos: проблемы и решения

Принимая во внимание данные по просмотрам Youtube, статистику Coursera и желание людей быстро получать нужную информацию, мы придумали свою платформу микрокурсов. Coursmos открылся в марте 2014 года как площадка, где каждый может создать собственный курс и заработать на этом. Уроки длятся примерно две минуты, причем применить полученные знания можно сразу, будь то мастер-класс по кулинарии или советы по поиску инвесторов. В апреле того же года мы получили инвестиции, и через месяц на платформе было уже более 2500 курсов. Для сравнения, сейчас у нас более 11 тысяч микрокурсов, 520 тысяч студентов из 223 стран мира (основной трафик из США, России, Великобритании, Индии и Бразилии). Четверть всех студентов достигают конца курса, а 60% зарегистрированных полностью проходят хотя бы 1 урок.

Преодолев проблему удержания внимания студента, мы столкнулись с новыми трудностями. Одна из них касалась внутреннего рекомендательного сервиса: изначально не было никакой закономерности в том, какие курсы предлагаются студенту. Его предпочтения никак не учитывались, и это снижало интерес. В декабре 2014 года мы подключили программу, основанную на специальном алгоритме, который предлагает наиболее релевантные материалы для изучения, используя данные о пользователе (пол, возраст, время на сайте, интересы и т.д.). Чем больше система знает о пользователе, тем более качественно она отбирает для него материалы.

Другая сложность - привлечение преподавателей для подготовки курсов. Как сделать так, чтобы они заинтересовались именно нашей платформой? Мы решили сделать упор на три аспекта:

Монетизация труда

Однажды создав курс, человек получает от него дивиденды на протяжении всего времени существования платформы.

Личное продвижение

Благодаря Coursmos множество людей на планете смогут оценить уровень профессионализма преподавателя и узнать о его предложениях.

Возможность популяризации своего любимого дела

О существовании некоторых профессий большинство из нас даже не подозревает. На Coursmos можно научиться тому, чему не научат в университете в родном городе.

В декабре прошлого года мы попробовали сделать удобнее общение преподавателей со студентами: теперь на сайте есть форма обратной связи. Подписку решили сделать платной – за $9.99 в месяц студенты могут смотреть любые материалы на нашей платформе, а авторы получают свою долю из этой суммы. Недавно вышло мобильное приложение, которое позволяет получить доступ ко всем курсам.

Роман Косточка