1

Маленький шаг к индивидуальному обучению

Опубликовано: 23.05.2017


Отсутствие индивидуализации – одна из главных проблем образования. Основатель сервиса SmallStep Тарас Загибалов и технический директор Дмитрий Кан рассказывают о том, как автоматизация помогает облегчить работу учителей и сделать образование более гибким.
Тарас Загибалов и Дмитрий Кан

Подходы к индивидуализации

В педагогике существует понятие «проблема двух сигм». «Сигма» – это количественная оценка достоверности различий между результатами в статистике, а две сигмы – значительное различие результатов. В 1984 году американский психолог Бенджамин Блум опубликовал исследование, в котором сравнивались результаты группового и индивидуального обучения. Автор доказал, что понятие «отстающий ученик» лишено смысла, так как изменение одного из параметров обучения значительно влияет на успехи ученика. Например, он выяснил, что технологии могут значительно улучшить качество обучения без необходимости привлечения большого количества учителей. Две сигмы в контексте работы Блума означают существенное отличие результатов обучения в группе и индивидуально.

Проблема актуальна до сих пор. Обучение, как правило, строится вокруг уже готовой программы, которую сложно адаптировать по ходу прохождения курса. Ситуация затрудняется тем, что учебные материалы готовят вручную. Мы решили развить идею адаптивного обучения и сделать сервис, который бы сам мог создавать индивидуальные учебные программы.

Обучение с переменными

Отойти от заранее заданной программы и по-настоящему индивидуализировать обучение можно лишь при условии, что уроки будут автоматически генерироваться из произвольных материалов. Можно использовать практически любой контент, который подходит и интересен ученику, мотивирует его и помогает добиться успеха.

У нас уже есть работающие прототипы технологии создания упражнений, вопросов и тестов из любых текстов, которые доступны пользователю. Такой контент может быть добавлен самим учеником (например, с иноязычного сайта, который ему интересен), либо учителем (например, авторские материалы или тексты, найденные в сети).

Методика построения уроков и целого курса моделируется. Так, урок на основе текста включает в себя лексические и грамматические упражнения, подготавливающие к чтению и помогающие снять предварительные трудности. Также имеются послетекстовые упражнения, призванные закрепить лексический и грамматический материал, а также проконтролировать понимание прочитанного.

У нас есть генератор лексических упражнений по английскому языку. Генератор позволяет автоматически создавать вопросы и варианты ответов на английских текстов. Запущено мобильное приложение, которое при помощи интервального повторения и простых упражнений помогает запоминать короткие тексты (правила, определения, цитаты, афоризмы, стихи, формулы и пр.)

Чтобы лучше понять, как это работает, можно изучить небольшое техническое демо и демо-сайт с прототипом сервиса.

Генерация вариантов ответов с помощью SmallStep Генерация вариантов ответов c помощью SmallStep Пример лексического упражнения Пример грамматического упражнения Пример задания на понимание текста

Партнерство с Iversity и финскими учителями

Мы активно сотрудничаем с немецкой образовательной платформой Iversity. Компания заинтересовалась нашей технологией автоматической генерации вопросов. Iversity работает с большим объемом контента, который очень тяжело вручную превращать в учебные материалы. Сейчас Iversity тестирует наши разработки и надеется на коммерческое использование по мере их готовности.

Также мы тестируем наш сервис в финских школах. В финских школах часто используются технологии, однако лишь немногие из них являются адаптивными. Поэтому учителям приходится тратить много времени на рутинную проверку заданий, а ученики не всегда получают задания, точно рассчитанные на их уровень. Сейчас мы думаем, как адаптировать SmallStep для использования в билингвальной среде: нередко преподавание ведется на финском либо шведском. Также интерес к SmallStep проявила Ассоциация преподавателей русского языка в Финляндии: эта организация часто проводит встречи, посвященные преподаванию русского как иностранного.

SmallStep ведет совместные разработки с международным образовательным проектом Micro-Universities. В основном проект направлен на предоставление бесплатного обучения тем слоям населения, которые испытывают в этом трудности. Одним из приоритетов этого проекта является развитие платформы в странах Африки.

Помимо этого, у нас есть интерес со стороны компаний в России. В качестве основной модели монетизации для бизнес-клиентов мы рассматриваем подписку на наш API или покупку лицензии. Для отдельных пользователей мы планируем сделать freemium-доступ с возможностью подписки на платные услуги сервиса.

Тарас Загибалов и Дмитрий Кан