1

Стрелка: как всё устроено

Выпускница и сотрудник Анна Позняк об институте
медиа и дизайна

Опубликовано: 19.03.2014


Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» — может быть, единственное учебное заведение России, где студенты совсем не заботятся об оценках, зато все время думают, как сделать мир лучше. Edutainme попросили выпускницу, а ныне сотрудника института, Анну Позняк рассказать о том, как вообще можно такому научить.

O «Стрелке» год назад

Главной темой учебной программы «Стрелки» в прошлом году были «Агенты перемен». Работало четыре исследовательские студии, мы разбирались с множеством интересных тем и предлагали проекты изменений городской среды, образовательных институций и многого другого. В студии «Идеальное место», например, изучали модели сосуществования людей в Подмосковье, начиная от дач под электропроводами, заканчивая монотонными спальными районами. Участники студии «Прошлое будущего» запустили сайт с предсказаниями о будущем, для которого собрали архив всех известных прогнозов. Третья студия, «(Пере)осмысление информации» работала с городскими данными. Кто-то искал новые смыслы понятия «умный город» и его применения к Москве, а кто-то разрабатывал приборы для сбора данных. В нашей студии «Образование как проект» мы исследовали, каким образование было раньше, какое оно сейчас и что мы можем сделать для него в будущем. Всё, что мы делали, в июне трансформировалось в публичную выставку во дворе «Стрелки», где у каждой студии был свой павильон.

Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка»

O «Стрелке» сегодня

В этом году работает схема «3+1+3+1»: первые три месяца идет Studio Generale, вводный курс в урбанистику, архитектуру, социологию и другие области, которые помогают лучше понять город. Всё это складывается из тематических блоков: была, например, неделя городских исследований, неделя, когда все знакомились друг с другом, междисциплинарная неделя ESPAC (анаграмма слова «space» — экономика, социология, политология, архитектура и культура). Еще проходит Skills Salad Bar, набор интенсивных воркшопов про то, как работать в программе InDesign, брать интервью, «разговорить» человека или снять фильм. Формируют программу наши программные директоры: Дэвид Эриксон (основатель школы Hyper Island) отвечает за компоновку процесса, а Анастасия Смирнова (партнер архитектурного и исследовательского бюро SVESMI) — за контент. В этом году лекторами Studio Generale были уличный художник Тимофей Радя, социолог Алексей Левинсон, экономист Александр Аузан, экономико-географ Наталья Зубаревич и многие другие. Все активности за эти 3 месяца, в том числе, и итоговое эссе, складываются в портфолио — оно пригодится, когда начнется распределение в студии.

О студиях

В этом году в студиях будут изучать жилье, автомобили, офисы и магазины. Общая тема этого года — «Повседневность» или Urban Routines («Городская рутина»). В студии ты попадаешь под руководство какого-то очень крутого человека, профессионала, и в этот момент ты уже как будто по-настоящему работаешь под его началом. Для работы в студиях требуется дизайн-мышление: ты не просто что-то делаешь, но стараешься понять, какие проекты можно из этого вырастить. Нужно насобирать очень много информации и сформировать интересные предложения — получается что-то вроде research-based design (проектное предложение, которое основано на тщательном исследовании). Весь последний месяц образовательной программы уходит на подготовку выставки вместе с куратором.

Готовые исследовательские проекты нужно перевести на визуальный язык — то есть, они должны быть понятны для человека, который просто зайдет во двор «Стрелки» и увидит четыре павильона.
Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка»

О студентах и выпускниках

У нас гибкая система приема, хотя и есть возрастная рамка — мы ждем молодых профессионалов, которые уже закончили магистратуру и имеют опыт работы. Часто приходят более молодые ребята, зато с опытом и собственным видением, было бы странно их не брать. Лекции читают на русском с синхронным переводом или по-английски. На воркшопах тоже говорят по-английски, но это уже без выбора, потому что в каждой группе обязательно есть иностранцы. Что потом делают выпускники? Кто-то занимается частной практикой, кто-то путешествует, развивает собственное дело или поехал докторскую диссертацию писать. В прошлом году мои однокурсники выиграли в конкурсе идей на Таллинской архитектурной биеналле. Это визионерский конкурс на развитие территории, они придумали, как улучшить один таллинский «спальный» район. Много ребят работали над исследованием «Археология периферии» для Московского Урбанистического Форума, одна выпускница работала в нью-йоркском бюро Diller Scofidio + Renfro, пока они готовили свой проект по реконструкции Зарядья, который потом и стал победителем.

Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка»

O Research Simulator

Research Simulator — это симулятор работы исследовательских студий на «Стрелке». Три месяца работы в студии умещают в одну неделю, и студенты проходят все стадии исследования и подготовки финального продукта в ускоренном темпе. Его ведут выпускники и в этом году у нас было четыре темы для исследования: «Обучение», «Удовольствие», «Безопасность» и «Здоровье», все они связаны с главной темой года — повседневностью. За неделю студентам дается возможность поработать над темой, выбрать интересную перспективу, попробовать разные методы исследовательской работы. Тему «Обучение» мы решили связать с городом и подумали, как можно учиться, наблюдая за городом и его жителями. Рамок не задавали, а просто дали студентам возможность рефлексировать — многие из них всего несколько месяцев живут в Москве. Получилось три направления: навигация, слова и метро. В одна группа анализировала, как человек читает город с помощью разных видов навигации. Другая — делает словарь терминов для иностранцев, следит за вербальным ландшафтом Москвы, собирает разные странные выражения вроде «замкадыши». Ребята из третьей группы катались по серой ветке, смотрели, что происходит на станциях, как меняется город и собираются делать что-то вроде музея метро.


Рита Гооге

Рита Гооге
выпускница, студия «Идеальное место», работала в театре «Практика»

Разработать свой проект, подготовить на его основе статью в доступной для массового читателя форме, а затем перевести его в выставочное пространство — это было, конечно же, самое интересное и самое непростое задание. Ты выступаешь в нескольких ролях одновременно и можешь поработать со своим продуктом на разных уровнях. Стрелка очень доверяет своим студентам, ты выступаешь наравне с преподавателями и приглашенными экспертами. Проекты, разработанные в студенческих аудиториях, проверяются на прочность. Вопросы и комментарии практиков из разных областей дают возможность воспринимать упражнения как реальные задачи, которые можно попробовать воплотить в жизнь. Больше всего запомнилось задание, где нужно было выбрать город, куда мы отправимся на полевое исследование. Представление о границах возможного и невозможного поменялось: наверно, именно тогда я впервые осознала, что такое глобальность — невероятное разнообразие ресурсов и их доступность.

Вопросы и комментарии практиков из разных областей дают возможность воспринимать упражнения как реальные задачи.

Сергей Касич

Сергей Касич
выпускник, студия «(Пере)осмысление информации», работает в soundartist.ru

Опыт обучения в Стрелке нельзя сравнивать с обучением в традиционных институциях. Я вообще не могу сказать, что на «Стрелке» чему-то учили. Скорее, там создана определённая среда, способствующая творческим исследованиям и проектам. Я довольно много получил положительного от пребывания в «Стрелке», но не могу сказать, что конкретные навыки или знания среди них преобладают. Нет. Скорее, некоторое новое отношение к жизни и новые социальные связи.





Катя Асинская

Катя Асинская
студентка, студия «Магазины»

Академическая учеба очень предсказуема — модели успешности проекта понятны изначально: нужно прослушать курс, сдать зачет. Выходя из университета, сразу теряешься, потому что типовые задачи попадаются очень редко. Для меня «Стрелка» похожа на реальную жизнь: тебе кидают задачу, а ты ее решаешь. Моделирование ситуаций с большой степенью неопределенности — это то, что другим институтам стоило бы перенять. У нас был хороший воркшоп Rethinking Cold, когда мы переизобретали зиму, которая в Москве длится почти полгода. Нужно было придумать вещи, занятия, смыслы, которые помогли бы в этой зиме находиться с удовольствием и совершенно по-другому ее воспринимать.


Эдуардо Кассина

Эдуардо Кассина
студент, студия «Офисы»

В Studio Generale меня особенно впечатлили воркшопы, где за три дня нужно было подготовить какой-то продукт. Интересно было наблюдать за взаимодействием в группах, как, например, социолог вдруг начинал рассуждать об архитектурных концептах или экономист говорил об одиночестве человека в больших городах. Самое важное, чему нас учили — это даже не то, как работают города, а то, как мы сами можем работать в группах, искать общий язык, раскрываться навстречу другим, приходить к одному решению.


Анна Позняк