1

SxSWedu: большие данные,
роботы и компания

Опубликовано: 14.03.2014


Для образовательного сообщества SxSWedu — это одновременно ежегодная выставка достижений, светский раут и место, где можно наконец встретиться и поговорить. Edutainme делятся впечатлениями о четырех насыщенных днях, проведенных на конференции в городе Остин, штат Техас.

Конференция SxSWedu проводится уже в четвертый раз, и с каждым годом всё масштабней. В начале марта небольшой техасский город наводнился учителями, предпринимателями, разработчиками, исследователями, чиновниками и журналистами. У каждого из шести тысяч участников висел бейдж на красной ленточке — ожидая зеленого света на каком-нибудь перекрестке, ты вдруг обнаруживал, что кругом одни свои. Мероприятий оказалось не меньше трех сотен, и проходили они в двух огромных конференц-центрах, стихийно продолжаясь в окрестных барах и ресторанах. Каждый день был заполнен под завязку с 7:30 до 11 вечера, и то не мог вместить всех самых важных лекций, воркшопов и круглых столов. На встречах собиралось по 100-200 человек, но часто и в десятки раз больше. Такой размах впечатляет даже подготовленного соотечественника (SxSWedu чуть ли не вдвое больше новосибирской Интерры). Но больше поражает опыт американских коллег в применении образовательных технологий и масштаб проблем, которые они поднимают. Опыт этот, надо сказать, пусть пока и не грандиозный, явно больше, чем где-либо еще, и уже поддается анализу.

Большие проблемы больших данных

Кажется, сегодня ни о чем так много не говорят в edtech-сообществе, как о больших данных. С одной стороны, департамент образования США собирает со школ миллиарды цифр, с другой стороны, не всегда это нужные цифры, вдобавок грамотно их использовать пока не научились. На заседаниях и в кулуарах обсуждали не только подходы, но и результативность разных практик в пересчете на успеваемость, стоимость и время. Пока большие данные не такие большие, как хотелось бы: речь идет про сотни записей из школьной LMS, в то время как статистика начинает работать на сотнях тысячах. Хосе Феррейра, основатель адаптивного сервиса Knewton, выступил с традиционным скептицизмом: «Все думают, что у них есть полезные данные, но многие данные никому не нужны. Самые важные — те, что измеряют полученный опыт и настоящие результаты обучения». Автор проекта HackEducation Одри Уоттерс в интервью Edutainme вовсе призналась, что не верит в саму идею адаптивного обучения, построенного на больших данных.

Проблеме посвятили не один десяток заседаний. На одной из самых продуктивных секций сошлись на том, что данных должно быть больше, причем самых разных: не только оценки, но, например, биометрическая информация, интересы и предпочтения, отзывы учителей. Некоторые школы, предпочитая открытость, на свой страх и риск даже выкладывают статистику в открытый доступ. Впрочем технологическая лихорадка пока захватила лишь малую часть заведений, и это отрезвляет. Наверное, потому другим важным трендом SxSWedu стало обсуждение самых материальных вещей.

Поколение Makers: больше практики

Пока серьезные люди обсуждали образование будущего в цифрах, на игровой площадке его уже можно было потрогать руками. Значительная часть конференции была посвящена обучению на практике: в дело пошли 3D-принтеры, роботы и другие привлекательные атрибуты STEM (наука, техника, инженерия, математика). Кстати, конкурс стартапов выиграл проект Robotslab, который помогает детям объяснять понятия из школьного курса через поведение роботов. Несколько секций отвели под движение DIY («сделай сам»), велось много разговоров и о тренингах когнитивных и метакогнитивных способностей, дизайн-мышлении. Нужно отметить, что в этой области многие практики и вовсе офлайновые, а первые электронные сервисы только-только начали появляться. Участники разнокалиберных проектов делились опытом: сотрудники Детского музея Питтсбурга рассказывали, как открыть площадку для работы руками в музейной обстановке, а представители Kids+Creativity Network объясняли тонкости продвижения таких проектов на региональном уровне.

Технологическо-учительский разрыв

Одна из главных и хорошо нам известных проблем — отсутствие диалога между всеми, кто вовлечен в реформирование системы. Отдельным жанром на SxSWedu стали мероприятия, направленные исключительно на то, чтобы все наконец друг друга услышали. Например, собирали мифы: нет, разработчики не нацелены только на выгоду, учителя готовы платить за ресурсы и от них не слышно отзывов лишь потому, что они не знают, как это делать. На одной из секций учителя, разработчики и чиновники обменивались письмами, в которых передавали свои просьбы друг другу. Нужно было закончить предложения: «Всё, что мне от вас действительно надо, это...», «Я бы попросил вас объяснить мне, как...» Всё, что мы слышим от наших российских коллег, подтвердилось: учителям не хватает понимания технологий, они просят быть лояльнее и терпеливее к ним, прислушиваться к их мнению и их проблемам. А разработчики просят их не бояться, больше экспериментировать и не бояться ошибок. Самое удивительное, что никто не стеснялся подписывать и читать свои письма вслух, а все внимательно слушали.


Кажется, только ради этого школьным учителям, министерским исследователям и программистам стоило прилетать в никому неизвестный Остин.


Владимир Синельников
Тэги:
SxSW