1

Цели российского образования в 2018 году

Опубликовано: 10.03.2018


Эксперты ежегодной научно-практической конференции «Тенденции развития образования — 2018» рассказали о том, каким должно стать российское образование в 2018 году.

1. Качественное образование должно быть доступно всем: как отстающим ученикам и детям в трудной жизненной ситуации, так и талантливым школьникам, опережающим ровесников.

Дэвид Хоккер, эксперт Всемирного банка в области реформирования и оценки качества образования, говорит, что на глобальном уровне эта тенденция проявляется в переходе от Целей развития тысячелетия («обеспечить всеобщее начальное образование») в сторону Целей устойчивого развития («обеспечить качественное образование»).

2. Отстающим школам необходимо предоставить финансовую помощь.

По словам Елены Ленской, руководителя отдела развития Московской высшей школы социальных и экономических наук, дополнительное финансирование школам, показывающим низкие результаты – это не награда за плохое качество работы, а ресурс для серьезного шага вперед. Ленская предлагает взять пример с Эстонии, занявшей в исследовании естественнонаучной грамотности школьников PISA-2015 первое место среди европейских стран: «Одна из причин успеха этой страны — адресная финансовая помощь школам со сложным контингентом или находящимся в неблагоприятных условиях. Да, Эстония — небольшая страна, но почему бы и нам не попробовать провести такой эксперимент в какой-нибудь одной российской области?»

3. Улучшение школьного образование нужно начинать с детских садов.

Ленская обращает внимание на то, что неравенство в доступе к образованию возникает еще до поступления в школу, поэтому важно сделать так, чтобы в детских садах работали высококвалифицированные педагоги.

4. Учебные планы следует непрерывно обновлять.

По мнению экспертов, учебные планы должны подстраиваться под стремительное изменение информации и соответствовать навыкам двадцать первого века.

5. Ученики должны получить свободу выбора.

Эксперты рекомендуют сосредоточиться на том, как дать ученикам и их родителям возможность выбирать персонализированные образовательные траектории. «Нам кажется, что если во всех школах учебники будут одинаковыми, то ребенку будет легче — не придется переходить с одного учебника на другой. Но это значит еще, что ребенок будет осваивать не содержание предмета, а представление об этом содержании автора учебника. Ограничив выбор, мы лишаем ребенка возможности развивать информационную компетентность, отличать истину от лжи», — говорит Ленская.

6. Учитель должен быть не «транслятором знаний», а помощником в их приобретении.

Еще один шаг на пути к качественному образования – это переосмысление роли учителя. Дэвид Хоккер обращает внимание на то, что сегодня большое значение в профессии преподавателя уделяется соревновательности и лидерству, а также сотрудничеству учителей внутри школ и между школами. «Учитель должен быть не «транслятором знаний», а помощником в их приобретении, – говорит Елена Ленская. – Главное, что требует изменений, — это форма общения преподавателя педагогического вуза со студентами. Надо сделать так, чтобы учащиеся могли учиться быть педагогами, наблюдая за преподавателями».