1

«Цифровизация, трансформация, глаз орла и жало осы»: как прошла ректорская панель eStars

Опубликовано: 06.12.2018


«Цифровизация, диджиталиция, трансформация, революция, глаз орла и жало осы — ингредиенты цифрового образовательного зелья, которое все хотят сварить, но никто не знает точных пропорций», — Станислав Авдеев, стажер-исследователь Института институциональных исследований НИУ ВШЭ, рассказал, как прошла ректорская панель конференции eSTARS , и какие изменения ждут Вышку в ближайшие годы.

Что же удалось услышать, увидеть и понять:

Цифровизация, диджиталиция, трансформация, революция, глаз орла и жало осы — ингредиенты цифрового образовательного зелья, которое все хотят сварить, но никто не знает точных пропорций.
Панель ректоров, на которой были Ярослав Кузьминов, Эдуард Галажинский, Николай Кудрявцев, Стефен Людвиг (University of Colorado) и Дуг Ледерман (Inside Higher Education). Главную скрипку играл, конечно, Ярослав Иванович. Не умаляю роли остальных участников, но каждой высказывание Ярослава Кузьминова вызывало эмоции и провоцировало на действия: кто-то безудержно записывал каждую мысль, кто-то вздыхал, кто-то недоумевал. Но одно можно сказать — равнодушных не было.

Так что мы услышали о цифре от Ярослава Кузьминова:
1. Главный эффект от цифровизации — не удешевление образование, а улучшение достижений обучающихся, снижение доли неуспешных школ, формирование более глубокого уровня компетенций в университете.
2. Происходит переход от жестких образовательных программ к более гибким. Вопрос: где нужно ограничить долю свободы выбора студентов. Как сказал Ярослав Кузьминов: «Университет не должен становится супермаркетом, где студенты будут ходить с корзинкой, складывая все курсы по своему вкусу. Университет обладает репутацией, должен пользоваться ей и формировать ядро компетенций».
3. С введением всё большего количества курсов по выбору возникает необходимость образовательного консультирования и коучинга. «В каждом хорошем университете должны быть свои McKinsey и KPMG» (McKinsey&Company и KPMG — международные консалтинговые компании.  — редакция). Не стоит недооценивать желание людей полагаться на университет в плане помощи и менторства в образовании. Университет должен сохранять в этом плане дисциплину.
4. Виртуальные тренажеры и симуляторы будут помогать повышать степень привлекательности и соревновательность в обучении.
5. Произойдет большее внедрение блокчейн для верифицируемости ступеней образования, достижений студента и невозможности их подделать.

Что же ждёт Вышку:
1. Внедрение онлайн курсов в базовые дисциплины и замена от трети до половины курсов. Цель — не замещение лектора, а повышение уровня освоения материала. После просмотра онлайн, офлайн будет более живым и интересным для обеих сторон.
2. Резкое расширение масштабов университета. Сейчас около 40 000 офлайн студентов и 1 млн онлайн. Доход от онлайн сейчас составляет около десятков миллионов рублей, будет сотни. Однако это не будет второй бюджет, это дополнение к существующей экономической модели.
3. Изменение содержательной модели работы преподавателя. Если у преподавателя появляется 20 000 студентов и 200 преподавателей-ассистентов — это меняет само поведение преподавателя. Автор онлайн курса обрастает ассистентам, преподавателями и студентам также, как это происходит с университетом и кафедрами сейчас.
4. Экономия на генерации заданий и их проверке при помощи новых технологий.

Текст: Станислав Авдеев