1

Цифровизация в приоритете модернизации российского образования

Опубликовано: 20.04.2018


Несколько дней назад Высшая школа экономики и Центр стратегических разработок выпустили доклад «12 решений для нового образования». Доклад был представлен 11 апреля 2018 года в рамках Апрельской международной конференции НИУ ВШЭ. Эксперты обсудили предложенные решения и выбрали из двенадцати четыре приоритетных. Среди прочих, в список приоритетов вошла цифровизация образования.

Доклад «12 решений для нового образования» — это проект реформы системы образования в России. Потенциальная стоимость внедрения всех предложений составляет 8 трлн рублей. Около 1,2 трлн из этой суммы, по нашим предварительным расчетам, предназначалось на технологии и цифровизацию образования.

Во время обсуждения ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, один из авторов доклада, подчеркнул, что 12 решений — это программа-максимум. По его словам, системе образования не стоит рассчитывать на полное желаемое финансирование, поэтому из предложенных проектов нужно выбрать самые важные.

По итогам дискуссии, были названы четыре приоритетных направления: выравнивание образовательных возможностей детей, цифровизация школы, создание условий непрерывного образования взрослых, обеспечение равного доступа к качественному профессиональному образованию. Выбранные приоритеты предполагают, что каждый ребенок дошкольного возраста получит возможность пройти программу подготовки к школе, дети из малообеспеченных семей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, получат адресную поддержку в обучении, а также доступ к образовательным ресурсам. Врослым россиянам будет предоставлена возможность пройти переподготовку или повышение квалификации на базе передовых предприятий и ведущих научно-образовательных учреждений. Им также будет предоставлена помощь в трудоустройстве. Будет сформировано 200 методически и технологически оснащенных Центров образования взрослых и 200 Центров оценки компетенций и квалификаций.

Переход к использованию цифровых учебно-методических комплексов, которые позволят сделать образовательный процесс индивидуальным для каждого ученика — необходимое условие модернизации образования, по мнению экспертов. Ярослав Кузьминов обратил внимание на то, что цифровая среда в образовании уже внедрилась, и теперь ее следует грамотно использовать: «Нам надо использовать цифру во благо. Это серьезный ресурс, который позволит сделать на порядок меньшими затратами то, что мы в традиционном измерении не сделаем никогда. Мы не затратим 8% ВВП, как в Финляндии, на то, чтобы у нас в два раза больше учителей занимались с каждым отстающим. Это невозможно. А путем цифры это, может быть, будет возможно. Давайте пробовать».

Руководитель Института образования ВШЭ Исаак Фрумин также подчеркнул, что ресурсы для цифровизации образования не должны быть самоцелью — их следует использовать для развития других сфер образования. «Инфраструктура и цифра — это лишь инструмент. Если дают деньги только на цифру — мы не берем», — сказал он.

«Если дают деньги только на цифру — мы не берем»

Обсуждение доклада можно посмотреть в записи: