1

Как создать видеолекцию

которую досмотрят до конца

Опубликовано: 18.03.2015


Лекции всегда интересно слушать, если преподаватель рассказывает о том, что пригодится тебе лично. Но как избежать потерь при переводе материала в онлайн-формат? О секретах создания видеолекций рассказывает Лариса Ямщикова, менеджер проектов Uniweb.
Uniweb – платформа бизнес-образования, запущенная в 2011 году. За это время были созданы сотни видеолекций, благодаря которым профессиональные навыки приобрели более 7 тысяч студентов.

Планирование

Основная часть успеха видеолекции зависит от работы в подготовительный период. В это время методист курса тесно взаимодействует с преподавателем: вместе они ищут не только интересные слушателям форматы, но и удобные для лектора варианты нахождения в кадре. Задача методиста – выяснить, как преподавателю наиболее комфортно излагать материал: стоя перед камерой, за кафедрой или удобно расположившись в кресле. В процессе записи можно обращаться к опорной презентации на студийном мониторе, либо пользоваться доской или флипчартом, если этого требует характер излагаемого материала.

В студии Uniweb всё по-настоящему: преподаватели чувствуют себя в центре внимания.

Съемки

Обговорив формат роликов, методист и лектор приступают к формированию графика съемок. Как правило, на одного преподавателя уходит по 5-6 дней, если работать по 4 часа ежедневно. Вначале обязательно проводится пилотная съемка: преподаватель привыкает к новому формату работы и знакомится с возможностями записи материала. Студия UNIWEB ничем не отличается от аналогичных телевизионных площадок: преподаватели стоят на фоне хромакея (зеленого экрана) под «прицелом» нескольких камер. Качество картинки и звука контролируют оператор и помощник режиссера, а за работой лектора (подачей материала, продолжительностью эпизодов) следит методист. Как и на телевидении, мы просим преподавателей придерживаться делового стиля в одежде, оговариваем допустимую цветовую гамму, аксессуары, обувь и прическу.

Одна из самых распространенных сложностей, с которыми сталкиваются преподаватели – необходимость смотреть в камеру. Они привыкли видеть глаза слушателей, их реакцию на свои слова. Студийные камеры не выражают эмоций, и постоянно смотреть в объектив даже такой короткий период довольно сложно. У нас есть свои небольшие хитрости, помогающие сделать работу преподавателя более комфортной: например, маленькая бумажная панда, которую мы крепим на камеру. Также преподаватель видит за студийным окном всю съёмочную группу, что многим заменяет привычную аудиторию очных слушателей. Заключительный этап, как и на телевидении – монтаж готового материала. Здесь также требуется слаженная работа методиста курса и технических специалистов, которые следят, чтобы в монтаже материал совпадал с изначальной задумкой.

Роль студентов выполняет маленькая бумажная панда (и съемочная команда).

Длительность

Анализ накопленного опыта показывает, что идеальная продолжительность видеолекции составляет 6-12 минут. Это тот период, в который человек максимально сосредоточен и настроен на восприятие новой информации. Для удобства слушателей мы дробим учебный курс на множество видеофрагментов продолжительностью до 12 минут, делая каждую запись наиболее полезной и осмысленной. Короткие видеолекции объединяются в темы, а темы составляют сам учебный курс. Дробление материала позволяет обучающимся не терять интерес и лучше воспринимать новые знания. В своей работе мы стараемся придерживаться принципов, которые применяются в традиционных форматах. Как и в обычном университете, студенты UNIWEB не могут прослушать лекции нового информационного блока, если не ознакомились с предыдущим и не выполнили контрольные задания.

Визуализация

Так или иначе, формат определяется особенностями курса. Если в его основе цифры, точные данные, формулы, то, скорее всего, большую часть видеолекции займет инфографика. Если курс гуманитарный, то существенная часть ролика – это запись выступления лектора, сопровождаемая тезисами и иллюстрациями.

Наконец, готовая лекция попадает непосредственно к слушателям, чье мнение и является конечной оценкой нашей работы. Какие бы дизайнерские и графические решения мы ни искали, определяющую роль в удерживании внимания студента играет контент. Так что актуальность и новизна информации по-прежнему важней всего. Простая видеолекция, отвечающая на важные вопросы, будет выигрышнее яркого образовательного блокбастера, если в его основе нет уникальной информации.