1

«Разработчики должны быть скромными»

Моше Варди, профессор компьютерной инженерии в Университете Райса

Опубликовано: 19.10.2017


Моше Варди – всемирно известный профессор компьютерной инженерии в Университете Райса, немало сделавший для образования. Edutainme  встретились с ним на форуме «Открытые инновации» и поговорили о том, почему при создании технологий важно не забывать о людях.
Моше Варди

Какие технологии, на ваш взгляд, будут определять развитие образования в ближайшие годы?

Технологии пытаются применить в образовании уже более 50 лет. Многие говорят, что так можно существенно повысить продуктивность образования, но до сих пор эти попытки не принесли существенных результатов. Даже массовые открытые онлайн-курсы все еще не позволяют одному университету научить весь мир.

Почему это происходит?

Обучение – очень сложный процесс, о котором мы пока очень мало знаем. Можно подумать: «Здорово, у нас будет видео, и оно заменит учителя!» Однако это не так. Обучение – социальная деятельность. Студенты приходят в класс и многому учатся друг у друга. Чтобы усовершенствовать этот процесс, нам для начала нужно лучше его понять, научиться проектировать и создавать такие социальные взаимодействия. Прогресс в этой области идет очень и очень медленно.

Преподавание сегодня не сильно отличается от античности.

Каковы возможности применения технологии искусственного интеллекта?

Я ожидаю появления «умных» тьюторов в ближайшие годы: программы могут не только проверять задания на уровне «правильно/неправильно», но еще и контролировать, все ли всё поняли. Сейчас, читая лекцию в классе, учитель не знает, сколько человек действительно его поняли – нельзя навести фокус на каждого ученика. А цифровой тьютор и обнаружит проблему и решит ее, предложив задание другой сложности, дав больше времени на решение.

Но ведь это адаптивное обучение?

Есть такое понятие – цикл хайпа. Технологии появляются, поднимается шумиха, затем следует разочарование, когда мы понемногу начинаем применять технологию и понимаем, что она может не всё из обещанного разработчиками. Адаптивность имеет смысл, но пока существует вне контекста, не учитывает социальный характер образовательных процессов.

Адаптивность имеет смысл, но пока существует вне социального контекста.

Практика показывает, что люди, которые думают о технологиях, не очень-то умеют думать про людей. Разработчики не склонны к холистическому подходу, когда на проблему смотрят во всей ее целостности. Они ставят задачу и просто решают ее, а потом могут с удивлением обнаружить, что это решение вызвало негативные последствия и оказалось в негативном социальном контексте. Например, теперь мы знаем, что идея Facebook об устранении препятствий в распространении пользовательского контента была не такой уж хорошей. Оказалось, что нам не нужно слишком много контента сомнительного качества, потому что это питательная среда для разных манипуляций. Я думаю, что разработчики должны обладать скромностью, вести себя более осторожно.

Мы хорошо понимаем технологии, но мы все еще недостаточно хорошо знаем человека.

Кого сейчас можно было бы назвать лидером в таких исследованиях и разработках?

Мне мало что об этом известно, возможно, это мое невежество. Сейчас я говорю о соединении двух частей: учета социального характера обучения и знаниевой оценки – насколько хорошо и глубоко студент знает тему. Обычно я встречаю тех, кто фокусируется на одном аспекте, не принимая во внимания общую картину. Думаю, мы сильно продвинемся в тот момент, когда от индивидуальных продуктов перейдем к созданию технологий для совместной учебы. Пока мы в этом не очень хороши.

Мы сильно продвинемся, когда от индивидуальных продуктов перейдем к созданию технологий для совместной учебы

Каков ваш прогноз на два года?

Думаю, картина останется прежней, но, возможно, прибавится понимание. Вместо «О, социальные медиа, как круто!» мы будем говорить: «Ну может быть они не так уж и хороши». Наверняка за этим последует новый виток развития. Точно появятся новые образовательные технологии, на этот раз с пониманием того, что они могут пригодиться в одном случае и навредить в другом. Мы будем готовы что-то развивать, а от чего-то отказаться. Когда только появился Blackboard, люди предлагали навсегда забыть о презентациях и перейти в LMS.

Мы должны научиться ошибаться, признавать ошибки, осознавать их, пробовать что-то новое и снова отказываться – то есть критически подходить к своей работе. В ближайшее время мы не увидим революций в процессе обучения, но точно будет больше исследований и экспериментов.

Наталья Чеботарь