1

«Все не обязательно сложно»

Маттео Дель Ниньо, основатель платформы по математике Inteo

Опубликовано: 15.03.2016


Как разработать образовательную платформу для студентов и убедить руководство вуза, что пришла пора меняться? Федор Марченко, научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ, беседует с Маттео Дель Ниньо, основателем стартапа Inteo.





Маттео Дель Ниньо, фото Inteo, LLC

Зачем вам понадобилась собственная онлайн-платформа?

Я преподавал математику в университете и проверял домашние задания у сотни студентов. Мне хотелось, чтобы всё это происходило быстрее. С этой идей и неким подобием прототипа онлайн-платформы я пришел к руководству факультета и предложил проводить занятия после учебных часов. Они оказались не против: предполагалось, что в течение учебных часов преподавание ведется по старинке, а, если кто-то захотел бы после занятий поучиться математике альтернативным способом, то хуже от этого точно не будет. Студенты, которые использовали Inteo, получили хорошие итоговые оценки. Так что в конце эксперимента у меня были доказательства, что моя программа как минимум не вредит обучению.

Логика руководства была такая: пусть в учебное время преподавание ведется по старинке, а потом можно учиться математике и альтернативным способом, хуже не будет.

Важно удостовериться, что ваша работа нужна самому вузу. У вузов есть отработанная система обучения студентов, цель которой состоит в том, чтобы они могли сдать итоговый экзамен. Чтобы договориться с вузом, нужно ясно ставить перед собой цели. Например, прийти к руководству и сказать: «У вас вот такой процент успешно завершивших курс. Я бы хотел попробовать работать со студентами вот таким способом и добиться не меньшего процента успеваемости».

Как вам удалось получить финансирование на подобные эксперименты?

Мы начинали как традиционный скрипучий стартап. Какой бы не была компания, она проходит через одинаковые этапы. Все это лишь цепочка гипотез. Вы начинаете с гипотезы о том, что студент будет лучше учиться при помощи интерактивных материалов. Затем, исходя из этого предположения, создаете хороший (или как получится) прототип, с которым уже можно проверять гипотезу. По мере продвижения меняются источники финансирования. Мы прошли через акселератор еще на стадии прототипа, после мы построили альфа и бета версию продукта, а получив какое-то подтверждение гипотезы. Мы привлекли много студентов, и значительная их часть стала лучше разбираться в математике. Теперь пытаемся подтвердить успех прототипа уже с большей институцией. А затем будем искать и более значительные инвестиции.

Что сейчас представляет собой Inteo?

Это онлайн-платформа, которая позволяет учиться математике за счет решения задачек. Когда создаешь такой продукт, важно не забывать про студенческий страх неудачи. Идея платформы – пробуй, ошибайся, никто не держит над тобой палку. Исправь ошибку и учись дальше.

Идея платформы – пробуй, ошибайся, никто не держит над тобой палку.

Откуда вы брали контент? Использовали книги, по которым преподавали?

Проблема контента довольно серьезная. Во-первых, не все учебные материалы находятся я в свободном доступе. При этом материалы, доступные по открытой лицензии, зачастую не лучшего качества и не всегда вписываются в твой курс. Во-вторых, если вы хотите использовать чужие материалы, то важно понимать, что процесс передачи прав – это долгая юридическая история, в которой другая сторона может в любой момент отказаться. Изучив имеющиеся возможности, наша команда решила самостоятельно разрабатывать контент. Конечно, это отнимает много сил, но в результате экономит время.

Материалы, доступные по открытой лицензии, зачастую не лучшего качества и не всегда вписываются в твой курс.

Раньше считалось, что самое главное – иметь побольше контента. Мы довольно быстро поняли, что не хотим быть онлайн-издательством, поэтому наша задача другая: используя материалы, показать, насколько сама платформа важна для обучения. Например, с ее помощью вузы могут расширить размер учебных групп без снижения качества образования. Есть уже много информации в свободном доступе, продавать ее скоро будет бессмысленно. Скорей будет продаваться определенный образовательный результат. Условно говоря, вам нужно получить навык «Икс», а я беру материалы и помогаю этот «Икс» выучить. Конечно, для обучения нужны определенные материалы, но важно также конструировать переход из начального положения в финальное.

C какими трудностями вы столкнулись при разработке?

Для нас самым трудным было найти людей, которые бы использовали наш пилот. Вузы отличаются негибкостью по части внедрения инноваций. Они преподавали определенным способом в течение десятилетий и неохотно идут на изменения. Нам повезло – мы работали сообща с факультетом, поэтому у нас была возможность наблюдать, как студенты пользуются прототипом. Мы получили их отзывы, увидели, с какими трудностями они сталкиваются, узнали, как можно сделать платформу более соответствующей их потребностям. Нужно было убедиться, что платформа и приложение не создает барьеров для обучения. На это ушло два семестра.

Вузы преподавали определенным способом в течение десятилетий и неохотно идут на изменения.

Проект не обязательно должен быть сложным. В качестве примера напомню, как Элон Маск создавал PayPal. Он разработал полноценную систему, воплощающую его представление о том, как должна функционировать онлайн-экономика. Одним из элементов системы была возможность переводить деньги по электронной почте. И каждый раз, когда он представлял проект, инвесторы живо реагировали именно на этот элемент. «Переводить деньги по email – это круто!», – говорили они. И Маск понял, что он может оставить только этот элемент. Так и получился тот PayPal, которым все до сих пор пользуются. Не надо решать сразу все проблемы. Нужно сделать что-то полезное для других и сделать это хорошо.

Какие, по-вашему, сейчас тренды в образовательных приложениях?

Если говорить об образовании как об определенном типе бизнеса, то меняется все. Меняется сама система сертифицирования навыков: компании ищут специалистов с конкретными компетенциями. Раньше человек понимал, что ему нужно закончить школу, поступить в вуз, получить диплом и найти работу. Но для чего мне это? Для получения конкретных навыков? Или мне важен экзистенциальный опыт университетского образования? Часть людей задается этими вопросами. Другая часть по-прежнему верит в то, что диплом что-то значит.

Часть людей по-прежнему верит в то, что диплом что-то значит.

Вузы начинают понимать, что их задача – не передать какие-то знания, а подготовить человека к продолжительной профессиональной карьере. Часть вузов по-прежнему убеждена в святости названия университета на дипломе. Думаю, у вузов большой простор для адаптации. Им не обязательно бежать со всех ног меняться, но, мне кажется, что тот, кто предпримет дополнительные усилия сейчас, в будущем непременно получит высокие дивиденды.

Текст: Федор Марченко
Фото: Inteo, LLC