1

Что эффективнее: онлайн или оффлайн? Результаты эксперимента Вышки

Опубликовано: 17.03.2018


Исследователи Центра социологии высшего образования Института образования НИУ ВШЭ представили результаты эксперимента по внедрению массовых открытых онлайн-курсов в образовательную программу российских университетов. Исследование показало, что эффективность курсов онлайн и оффлайн курсов не различается.

В эксперименте участвовали 325 студентов-второкурсников инженерных специальностей из трех региональных вузов. Студентов каждого вуза произвольно разделили на группы, которые проходили один и тот же курс в разных форматах: традиционном, смешанном (совмещение онлайн-лекций и очных семинаров) и онлайн (освоение всего курса в онлайн-формате и общение с преподавателем на форуме). В двух университетах изучали курс «Инженерная механика», а в третьем — «Технологии конструкционных материалов».

Перед запуском курсов все студенты прошли предварительный тест, который выявил их изначальные знания предмета, а также несколько тестов на определение уровня прокрастинации, учебной мотивации и саморегуляции. После прохождения курсов студенты сдали экзамен, результаты которого использовались как финальный теcт для сравнения с предварительным.

Исследователи сравнили группы по трем параметрам: уровень освоения дисциплины (балл за финальный тест), уровень удовлетворенности форматом курса и уровень вовлеченности в освоение курса (количество потраченного времени).

Результаты сравнения показали следующее. Во-первых, формат обучения не влияет на результаты студентов. Удовлетворенность курсом также не зависит от того, проходил курс онлайн или оффлайн. Во-вторых, студенты, обучавшиеся в онлайн-формате, менее довольны своим курсом и скорее предпочитают традиционный или смешанный формат обучения. Третий вывод: некоторые МООС могут оказаться более сложными для прохождения в полностью онлайн формате. Наконец, четвертое: в рамках некоторых МООС студенты могут тратить меньше времени на их прохождение онлайн.

По мнению Михаила Кушнира, члена правления «Лиги образования», эксперимент не показал различий между онлайн- и оффлайн-форматами потому, что в выбранные для эксперимента вузы поступают студенты со средней подготовкой и слабой мотивацией. «Я полагаю, в образовании мотивация — ключевой аспект. При развитии цифровых форматов обучения надо исходить из мотивированного обучения. — прокомментировал Кушнир. — Моя гипотеза, что результативность определяется не способом обучения, а мотивацией».

На проблему мотивации также обратил внимание Александр Молчанов, основатель компании «Профессиональное электронное образование»: «Студент очного обучения — это вчерашний школьник, который пришел в вуз, чтобы не идти в армию. Его уровень самоорганизации и самомотивации оставляет желать лучшего. А потому замена очного контакта с педагогом на МООК может не привести ни к какому эффекту, в силу того, что оба варианты студенту не интересны и не нужны». По его словам, если бы исследование продолжалось несколько лет, оно могло бы показать другие результаты.

Авторы отмечают, что возможность распространять результаты на другие вузы и студентов других, неинженерных, специальностей, ограничена.