1

Формула (не)успешного вебинара

Опубликовано: 03.03.2015


Вебинары — одна из самых распространенных и, одновременно, противоречивых форм онлайн-образования. С одной стороны, это удобно, с другой стороны, не всякий может найти мотивацию. Можно учиться у выдающихся преподавателей, но при этом не обмолвиться с ними и словом. Ученые из СПбГУ разобрались в тонкостях жанра и попытались вывести формулу успешного вебинара.
Алина Матвеева  — студентка магистратуры СПбГУ, кафедра непрерывного филологического образования и образовательного менеджмента. Научный руководитель: Леонид Сергеевич Илюшин, доктор педагогических наук, профессор СПбГУ.

Вебинар — это инструмент для проведения лекций, семинаров, тренингов, встреч и других мероприятий в режиме онлайн. Обычно трансляцию дополняют опросами, рисованием на белой доске, общением в чате, просмотром документов в различных форматах и т.д. Благодаря этому участники вебинара не просто слушают, но активно вовлекаются в процесс.

Чтобы проанализировать проблемы и перспективы вебинаров, мы поговорили с людьми, хорошо знающими среду изнутри – бизнес-тренерами, преподавателями и IT-специалистами.

Эффективны ли вебинары?

У вебинаров как образовательной практики сложилась непростая репутация. Начнем с того, что все участники, как и в случае традиционной лекции, привязаны к одному времени. Анастасия Азбель, психолог и менеджер InterUrok, поясняет: «В дистансе создается в лучшем случае видеоролик, который дает информацию. Но без эмоций не возникает впечатление, а без впечатлений – хорошей памяти. Получается, что КПД дистанционного курса не очень высокое: ты можешь передать какую-то информацию, но все равно не «считываешь» всего человека, как, например, считываешь его на лекции, даже если он сидит на последней парте».

На вопрос «Существует ли специальная подготовка преподавателя к проведению вебинара?» наши эксперты ответили отрицательно. Все отметили, что имели дело с опытными тренерами и преподавателями, которые хорошо владеют своим материалом, а также ораторским искусством. Бывают и исключения: в некоторых случаях лекторов все же приходится обучать дополнительно, причем делается это тоже в удаленном формате.

Вебинары — это лишь технология, через вебинар можно проводить любое событие: обычную лекцию, семинар, тренинг, консультацию, совещание.

Кто там по ту сторону?

Если говорить о численности слушателей вебинара, то мнения экспертов расходятся с представлениями разработчиков. Некоторые из провайдеров пишут, что платформа вмещает до 1000 или даже 5000 человек, однако на практике число слушателей не превышает количество участников традиционного очного семинара. В среднем это до 50 человек, с которыми лектор может работать без посторонней помощи.

Дело обстоит по-другому с распределенным обучением, когда спикер находится в студии, а в аудиториях со слушателями работает модератор, переправляющий информацию в центр. Благодаря работе модераторов и специализированному софту можно наладить физический контакт с большим количеством групп. Таким распределенным обучением сегодня пользуются многие университеты. Кстати, впервые эту технологию начали широко применять на платформе Udacity: когда 98% студентов не сдали контрольный тест, было решено сделать особый упор на развитие местных ведущих.

Источник: Freepik.com

Где искать интерес?

По мнению экспертов, в дистанционном обучении часто не хватает личного тренера, который, как в спорте, будет постоянно держать в тонусе и не позволять отлынивать от занятий.

Мотивировать взрослого человека к учебе онлайн довольно сложно. Многие сходятся во мнении, для этого обучение нужно делать платным. Если же оно бесплатное, то должно нести дополнительную ценность: отличаться актуальной темой, интересным подходом, известным спикером и пр. Впрочем, одной мотивации недостаточно: даже если лектор смог завлечь аудиторию на свой курс, не факт, что все дойдут с ним даже до конца лекции. Это связано как с профессионализмом тренера или лектора, так и «клиповым мышлением» слушателей.

Клипы и тролли

Феномен «клипового мышления» – одна из самых распространенных проблем, если участникам вебинара меньше 30 лет. Как отметила Валентина Дейнега, директор «Центра авторских программ «Эдванс», преподавателю приходится подстраиваться под аудиторию: «В 15 минут нужно уложиться, рассказать, потом отвлечь, можно даже музыку поставить на две минуты и продолжать дальше. Каждому преподавателю нужно решать эту задачу по-своему».

Помимо этого, проведению вебинара иногда мешают технические проблемы и троллинг, который может возникнуть в любой момент – в отличие от очного семинара, на вебинаре нельзя запретить людям переписываться в чате. Александра Лаковникова, руководитель компании Control Digital, комментирует ситуацию так: «Если людям становится скучно или среди них есть тролль, они начинают флудить, активно переписываться между собой, могут тебя раздражать, задевать, мешать». Однако такой ситуации можно избежать: либо изолировать невоспитанного участника, либо найти контакт со своей аудиторией и дать ей то, чего она хочет.

Формула успешного вебинара: 4 элемента

Ведущий

Ведущий должен владеть своим голосом и тембром речи, иметь хорошую дикцию. Если ведущий не обладает живой мимикой, то эксперты рекомендуют сделать красивую фотографию, чтобы лектор/ тренер в качестве инструмента использовал только свой голос.

Платформа для проведения вебинара

Важную роль играют видео и звук, которые ни при каких обстоятельствах не должны прерываться или задерживаться, поскольку в случае с техническими неполадками, аудитория теряется моментально.

Материалы

Подготовленные материалы — это презентации или отдельные слайды. В условиях живой лекции или тренинга хороший спикер может себе позволить поговорить на отвлеченные темы без сопровождающего видеоряда или слайдов. В условиях вебинара необходимо учитывать несколько вариантов развития темы и использовать иллюстрирующие высказывания слайды.

Интерактив

Важно на полную мощность использовать возможности платформы для вовлечения: опросы, кейсы, тесты и др.

Сомнения и перспективы

Эксперты сошлись во мнении, что дистанционное образование ждет большое будущее. При этом общепринятый формат такого образования пока отсутствует. Многие эксперты делают ставку на MOOC, но отмечают, что в основе онлайн-форматов пока лежат лекции. Пока не появится новая модель дистанционного обучения, подобные технологии будут обычным суррогатом и дополнением к классическому образованию.

Сегодня вебинар — это лишь форма, которую можно удачно или неудачно встроить в процесс обучения. Специальных методик проведения вебинаров как таковых нет, есть проблемы спикеров, которые можно решить, развивая культуру ораторского искусства в России. Недоверие к российским платформам обусловлено их недоработанностью, высокой ценой относительно зарубежных площадок, а также заявленным функционалом, который в большинстве случаев не работает в полной мере.

Эксперты сомневаются, что вебинар выживет в вузах и школах. Однако полагают, что он будет жить и развиваться в сфере корпоративного обучения, поскольку дистанционно готовить персонал быстрее и дешевле, а качество может быть не ниже, при очных форматах.

Интервью с экспертами являются частью магистерской диссертации «Образовательные возможности вебинаров в современной практике дистанционного обучения».

Алина Матвеева, Леонид Илюшин