1

«НЕ НАШЛИ НА РЫНКЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ПОЭТОМУ СДЕЛАЛИ СВОЁ»

Колонка создателей Zebra Classroom

Опубликовано: 19.07.2018


Создатели сервиса для выставления оценок Zebra Classroom Анна и Илья Езеповы рассказали Edutainme, как развить стартап, работая по выходным, как за урок оценить каждого ученика и почему на приложение не нужно завязывать весь образовательный процесс.

Об идее

Аня: Год назад, после выпуска с эконома МГУ, я решила участвовать в проекте Учитель для России и отправилась вести английский язык в Калугу. Zebra Classroom — это то, как я пыталась решить проблемы во время своих уроков и сделать их лучше.

Я хотела исправить нерегулярность выставления оценок, их малое количество и большой кумулятивный эффект. Eсли выставлять оценки только за большие задания, то получится оценить за урок только нескольких учеников. Это создаёт проблему — получив двойку или тройку один раз, добраться до пятёрки в четверти становится очень тяжело. Оценок хотелось ставить много и за маленькие, атомарные задания. Так мы сделали базовую версию Zebra Classroom.

Детям понравилось, они стали вовлечённее, больше работали, меньше шумели. Получить штраф за плохое поведение теперь было не страшно, ведь в любой момент можно подняться до хороших оценок. Но и один-два верных ответа не означают, что теперь можно хулиганить — красная кнопка с минусом всегда на виду.

Через год я ушла из проекта из-за семейных обстоятельств. Идею мы решили не закапывать, а переделать в виде сайта и добавить синхронизацию со смартфоном учителя — мне этого сильно не хватало, нельзя было надолго отойти от компьютера с проектором. Совмещая с full-time работой, Илья сделал первую работающую версию за 2 месяца по вечерам и выходным.

О разработке

Илья: Сейчас я работаю в Agoda специалистом по машинному обучению и анализу данных, до этого тем же занимался в Яндексе. Мне были всегда интересны образование и технологии, сам немного ходил на вечерние педагогические курсы в МГУ и преподавал.

Первую версию проекта (которая даже не была доступна в интернете) я сделал исключительно для Ани, чтобы ей было проще вести уроки. Только потом мы решили развивать стартап.

Пока всю техническую часть сделал сам, помогли нам немного только с дизайном. Полагаю, что ещё какое-то время развивать проект получится самостоятельно, но потом будем искать разработчика, потому что более сложные вещи хорошо сделать я уже не смогу — не моя специальность.

О Зебре

Аня: Zebra Classroom — это приложение для выставления баллов ученикам в процессе урока в забавной и игровой форме и мгновенной синхронизации между устройствами: смартфоном учителя, классным компьютером и проектором. Ученики в течение урока получают баллы за правильно выполненные задания, которые «развивают» их персонажа.

Например, одна из тем — Звёздные Войны. Ученик развиваются от неуклюжего C3PO до мастера Йоды, накапливая баллы.

На проекторе отображается большой список учеников, все видят у кого сейчас сколько баллов. Еще более увлекательным процесс делает мгновенная синхронизация со смартфоном учителя: после создания урока учитель открывает сайт на телефоне и видит тот же список студентов в упрощённой форме. Можно добавлять и вычитать баллы на телефоне, а изменение будет мгновенно отображаться на проекторе — детей это приводит в восторг.

Илья: Мы думаем о том, чтобы добавить возможность экспортировать оценки с урока напрямую в электронный журнал. Это требует дополнительной разработки, поэтому в первоначальное версии продукта мы от этого отказались. Пока что оценки можно без потери форматирования копировать и сохранять в любой редактор таблиц: Excel, Google Sheets.

Аня начала использовать Зебру на уроках английского, но приложение не заточено исключительно под языковые предметы. Мы всего лишь предоставляем простой сервис для выставления баллов и геймификации обратной связи, а как и на каком уроке педагог захочет это использовать остаётся на его усмотрение. С точными науками даже удобнее, потому что там многие задачи имеют конкретный короткий ответ, что делает проверку проще и быстрее.

Новый урок — новый шанс

Илья: Баллы всех учеников в каждый момент времени выведены на проектор, все их видят. Менять их можно прямо с компьютера, подключенного к проектору или со смартфона учителя. Каждый ученик начинает урок с 0 баллов, а заканчивает с каким-то количеством от −1 до 5. Каждому из этих баллов соответствует бейдж — так и происходит «прокачка». Бейджи сгруппированы по темам: в «Звездных Войнах» можно развиваться от C3PO до Йоды, в теме «Животные» от маленькой рыбки до льва.

Здесь стоит сказать о важнейшей, вероятно, особенности — весь прогресс ученика строится на одном уроке. Баллы между урокам переносить нельзя (по крайней мере автоматически). Мы заложили эту идею в продукт, потому что именно это и есть ключ к динамичным урокам и вовлеченности всех учеников. Смысл тут в том, что пропадает кумулятивный эффект из-за которого двоечник перестаёт учиться посреди четверти, потому что «ему уже не догнать».

«Разница между уроком с Zebra Classroom и обычным уроком это разница между зеброй и лошадью. Это всё ещё ваш класс, ваши задания и ваши ученики. Только теперь всё интереснее и круче»

Аня: Приложение никак не регламентирует систему выставления оценки за четверть или год, оно полностью выстроено в логике одного урока. Технически кроме компьютера или смартфона учителя, а также проектора, ничего не нужно.

Учитель может сам придумать, что он будет, например, накапливать баллы за каждый урок и суммировать для получения финальной оценки, или у него вообще не будет оценок, а будут только комментарии «Сегодня у тебя всё получилось!» и «Есть над чем поработать». Можно даже менять настройки в зависимости от времени года или текущих событий. У меня, например, в канун нового года были бейджи-снежинки, а на День Святого Валентина — сердечки. Это всё мелочи, но они создают атмосферу и позитивное настроение в классе.

«Учитель остаётся режиссёром урока»

Илья: Можно сказать, что приложение отвлекает учителя на выставление баллов (хотя нужен всего один клик — меньше быть не может), но ведь это единственный способ выставлять оценки объективно, чтобы ученики видели к какой оценке они идут.

Вес ответов, наличие штрафов, за что давать штрафы — всё на усмотрение учителя. За правильную формулировку закона в физике можно ставить +1 балл, а за решение задачи +2, например.

Аня: Опять скажу про гибкость и про то, что учитель остаётся режиссёром урока, просто теперь у него есть дополнительные спец-эффекты в рукаве. Разделение «серьёзности» ответа — полностью на педагоге. Я в своей практике делала очень просто. Простое задание — даю за него один балл, сложное задание — можно прыгнуть сразу на две позиции вперёд. Сложная тема — ставлю четвёрки и пятёрки уже за два и три собранных бейджа, а не только за все пять. Главное — качественно спланировать урок и заранее объяснить правила детям.

«Главное — заранее объяснить правила детям»

Zebra Classroom задает стандарт: внимание учителя должно распространяться на каждого, каждый шаг и успех ученика должен быть замечен и отмечен, правила выставления оценки должны быть прозрачны, высокорисковые активности, когда за 3 минуты у доски — всё или ничего, пугают и создают стрессовые ситуации, что тормозит усвоение информации и развитие.

О шишках

Илья: Совмещать разработку с полным рабочим днем в офисе весьма интересно, но оказалось совсем не так трудно. А вот привлекать людей на первых этапах действительно тяжело. По-другому пока вряд ли что-то сделали бы, мы всё-таки на начальной стадии, не успели еще набить шишек.

Аня: Мы подошли к стадии, когда можно и нужно активно привлекать пользователей, прямо к концу учебного года в России и Европе. Начинается лето, учителям и школам совсем не до новых технологий и фишек, все спешат закрыть отчёты и уйти на каникулы.

Поэтому мы планируем свернуть пока рекламу в интернете и направить внимание в сторону летних курсов повышения квалификации учителей, конференций, сборов, где можно презентовать Zebra Classroom. И основное внимание уделим развитию продукта, чтобы к середине августа — началу сентября быть во всеоружии.

Илья: Наш ближайший конкурент это — ClassDojo, но даже от них нас отличает многое. Самое главное — мы предоставляем один небольшой инструмент для ведения уроков, и не требуем завязывать весь образовательный процесс на наше приложение. Если сегодня не хочется использовать Zebra Classroom — можно легко отказаться. Из-за этого у нас намного проще регистрация, нет аккаунтов родителей и учеников. Мы не пытаемся сделать одно универсальное приложение для школы, а просто даём учителям ещё один инструмент в коллекцию.

«Мы не требуем завязывать весь образовательный процесс на наше приложение»

Сейчас всё полностью бесплатно, но в будущем мы планируем добавить новые возможности, которые будут доступны только по платной подписке. При этом все текущие функции останутся бесплатными всегда.

Аня: Самый очевидный риск — о нас не узнают. Но здесь всё понятно — нужно пробовать новые и новые способы продвижения. Технических рисков, можно сказать, нет совсем — основной функционал строится на сервисах Google, а он вряд ли куда-либо денется и никогда не сбоит.

О коллегах

Аня: К сожалению, делиться опытом и наработками — не такая уж активная практика в российской школе, поэтому я не могу сказать, что учителя внимательно присматривались к моим пробам пера с новыми схемами оценивания, как не могу сказать, что я активно делилась результатами своих исследований.

А вот родители поначалу реагировали очень бурно, задавали вопросы, некоторым очень нравилось, некоторые спрашивали, чем меня обычные оценки не устраивают. Приходилось объяснять, что дети с новой системой успевают намного больше, оценки получают чаще и в среднем лучше, чем за стандартные «диктант» или «пересказ у доски».

Коллеги из проекта «Учитель для России», с которыми мы вместе жили и готовились к урокам, интересовались очень активно, приходили ко мне на уроки. Они же первыми опробовали приложение в его современном виде.

О деньгах

Илья: Пока что стартап делаем втроем: нас двое, и наша знакомая дизайнер. Все работают за идею, поэтому расходы небольшие — только на хостинг сайта.

Монетизировать Зебру будем через подписку на расширенную версию с дополнительными опциями. Вроде аналитики по классам и ученикам. Будем придерживаться основного правила: всё что бесплатно сейчас, будет оставаться бесплатным всегда.

Мы думаем про подписки двух уровней: для учителей и для школ с кастомизацией дизайна сайта. Цена для учителей будет порядка 5 долларов в месяц, а что касается школ — нужно провести дополнительное исследование рынка и спроса, пока не готовы давать оценки.

«Всё что бесплатно сейчас, будет оставаться бесплатным всегда»

Для раскрутки лучше всего работает реклама в Facebook и Google. Так мы и нашли первых пользователей. Размещали ссылки на нескольких форумах, но к успехам это не привело.

Активно ищем акселераторы для EdTech стартапов в настоящий момент, было бы здорово получить экспертную поддержку проекта и выходы на партнёров и каналы продвижения. В планах — разработать мастер-класс по использованию приложения и пойти с ним в школы проводить демо-уроки.

О выводах

Аня: Прозвучит банально, но я бы посоветовала исходить из той реальности, в которой живут и работают большинство учителей, учеников и родителей.

Я точно знаю на своём опыте, как сложно начать использовать приложение, которое требует больше 15 минут, чтобы разобраться и настроить. Даже я, активно использующая гаджеты и цифровые технологии каждый день, с запалом начала учебного года, не смогла начать использовать очень крутые и красивые инструменты — но со слишком широким набором функций, необходимостью привлекать родителей и учеников к процессу настройки, предполагающих использование приложения каждый день и на каждом уроке.

«Я точно знаю на своём опыте, как сложно начать использовать приложение, которое требует больше 15 минут на настройку»

Мне нужно было что-то маленькое, лёгкое и такое, что если нет сегодня вдохновения — ну значит нет, ничего страшного, есть и другие форматы. Я такого предложения на рынке не нашла, поэтому сделали своё.