1

Как выбрать тему проекта?

Опубликовано: 29.01.2016


Подбор темы проекта для ученика – ответственная задача. Первая тема может определить, будет ли дальше заниматься проектами ребенок. Публикуем новую инструкцию, подготовленную вместе с российскими экспертами, разработчиками и предпринимателями.

Есть несколько точек, которые могут помочь учителю выйти на темы проектных работ.

Переоткрытие с помощью современной техники

Современные технологии и инструменты позволяют по-новому проводить исследования тепловых явлений, гидродинамики, биоаэродинамики и изучать их. Можно взять старую тему и на новом техническом уровне провести наблюдения, обнаружив много недоступных ранее деталей. Например, появилась возможность дешево и качественно снимать видео из-под микроскопа, изучая явления микромира. Отснятый материал можно анализировать: делить видео на кадры, проводить измерения.

Более дешевые расходные материалы

Стали доступными датчики и устройства для проведения измерений, появилась дешевая микроэлектроника и расходники. Наборы датчиков для анализа окружающей среды и состояния человека есть даже в смартфонах. Например, можно использовать датчики термосопротивления для наблюдения тепловых эффектов.

Большие данные

Широко распространены открытые коллекции различных данных: онлайн-карты, спутниковые снимки. Благодаря данным можно строить аргументы. Открытые данные широко используются там, где требуются сравнительные характеристики и оценка изменений в больших масштабах. Например, в исследовании цветения водоемов от климатических условий.

Возможность индивидуализации

Доступность 3D-печати обеспечивает индивидуализацию процесса: можно сделать именно тот объект, который нам нужен – удобную кнопку, подходящий по размерам и конфигурации корпус, нужная деталь. Так можно создавать новые вещи, например, свой тестирующий прибор для опроса.

Междисциплинарность

Можно построить табличку пересечения дисциплин и посмотреть интересные области, например: биофизика, биохимия, физхимия, ИКТ и естественные дисциплины. На стыке дисциплин возникают темы, которых не могло быть 20 лет назад. Развиваются новые услуги и продукты: распределенная энергетика от персональных источников энергии, системы персонализированного производства и доставки еды и воды, персональная медицина, децентрализованные финансовые системы и многое другое.

Что нужно учесть?

Выбирайте индивидуально. Если учеников у вас много, стоит иметь большое количество неповторяющихся тем. Важно не убедить школьника взять ту или иную тему, а разогреть интерес и вызвать желание: тема должна цеплять и вдохновлять на активные действия. Никогда не вывешивайте список тем на стене! Найдите время и уделите внимание каждому ученику, чтобы вместе определиться, чем вы будете заниматься.

Пусть тема будет значимой. Teмы нужно выбирать из современного мира, а не из прошлого. Тема должна быть связана с реальным миром детей и предлагать что-то нужное сейчас: современные навыки, умения, знания. При этом она должна повышать статус, чтобы дети могли гордиться результатом.

Привлекайте экспертов. Организатор проектной работы должен наращивать и удерживать связи с ученым миром и изобретателями. Но, выбирая тему для проекта, нацеливайтесь на проблемы, не требующие космических усилий от преподавателей.

Оценивайте расходы. Важно понять, сколько сил, времени и средств понадобится для проведения полевых исследований, приобретения реактивов или комплектующих, оплаты работы экспертов, создания прототипов. Если ресурсов недостаточно, можно попробовать вычленить из темы менее затратный проект. Наличие того или иного оборудования важно, но не должно определять тему проекта. Если какая-то тема актуальна и есть заказчик, то под эту тему необходимо искать требуемое оборудование.

Будьте в курсе. Просматривайте подписки журналов «Наука и жизнь», «Юный техник», «Химия и жизнь». Авторы уже собрали огромное количество информации про технические прототипы и провели колоссальную работу по реферированию и осмыслению.