1

Что такое проект и проектный метод?

Опубликовано: 26.01.2016


Вместе с российскими экспертами в области научно-технического творчества и предпринимательства мы разработали серию инструкций о том, как запускать и развивать школьные проекты. В этом выпуске объясняем, что такое проектная деятельности и как к ней приступить.

В переводе с латинского, проект – «брошенный вперед». Тот, кто имеет замысел, одним броском задает себе направление и дистанцию движения. Уже в школе можно поставить перед собой важную техническую или научную проблему. Проектный подход, отраженный во ФГОС, мотивирует школьников проводить исследования, моделировать и создавать инженерные разработки. Именно такие ученики становятся успешными абитуриентами, студентами, учеными.

В отличие от проектов, олимпиадные задания имеют точные определенные ответы. Работая над их решением, школьники развивают теоретические исследовательские навыки. Но овладевание такими навыками необязательно ведет к научным открытиям. Проектная работа, как и настоящая наука, требует риска.

Метод проектов пришел в школу из бизнеса. Расшифровать ДНК, запустить спутник, разработать электронную карту страны – все это бизнес-процессы. Чтобы создать конечный продукт, нужно решать много задач параллельно: проводить эксперименты, организовывать свою деятельность, развивать проектную культуру, фиксировать и представлять результаты. Такой способ организации, помогающий участникам сконцентрировать внимание и взять на себя ответственность за результаты, принят в ведущих технологичных компаниях.

Советы для учителя

Выбирайте тактику вовлечения. Вначале дети приходят заниматься проектами из любопытства. Они видят, как увлечены старшеклассники, их притягивают конструкторы и роботы. Но они не знают о рутиной работе: что эксперименты приходится повторять десятки раз, что нужно делать детали своими руками, а не собирать из готовых кирпичиков конструктора – пилить, шлифовать, паять, чертить. Начинать подготовку к настоящей работе нужно как можно раньше, тогда у детей есть запас времени, чтобы выйти на серьезный инженерный или исследовательский проект.

Развивайте проектную культуру. Обычно в лабораторном практикуме все делают что-то одинаково, а потом сдают отчет учителю. Начать знакомство с проектной деятельностью можно через лабораторные работы с высоким уровнем самостоятельности. В проектной работе важно, чтобы индивидуальный результат хотелось показать одноклассникам, им похвастаться. Усилий для такой работы требуется больше, подглядеть негде. Дана только общая методика – что и в какой последовательности нужно делать – а задачу надо придумывать самостоятельно. Учитель помогает усвоить организационную форму работы над проектом и показывает, куда двигаться дальше. Пройдя через работу над проектом, школьник начинает по-новому реагировать на постановку задачи, ценить время руководителя, планировать силы и результат. Становится ясно, что за каждой строчкой в тексте доклада стоит десять опытов, за каждой точкой на графике – несколько часов экспериментальных работ.

Двигайтесь постепенно. Первый проект должен быть захватывающим и интригующим, но при этом доступным, зовущим на дальнейшие подвиги. Важно не убить в ребенке изобретателя и помочь ему справиться с неизвестностью самому. Начинать лучше с мотивационного проекта, который научит правильно ставить задачи. Такой проект может быть частью более масштабной работы, разделенной на несколько участников. Сначала вместе с учителем подбирается тема, потом ученик самостоятельно разбирается, как построить исследование, написать план. Результаты можно представить в классе или даже на школьной конференции. Например, можно предложить сделать секундомер: ученику самому придется разрабатывать методику эксперимента или прописывать алгоритм разработки. Проект такого уровня является точкой, после которой ученик может решить, двигаться ли ему дальше или заняться чем-то еще. Если ребенок остается, этот выбор подразумевает реальное сотрудничество и самостоятельные действия, пробы. Все, что было ранее – обучение.