1

Роль учителя

Опубликовано: 02.02.2016


Продолжаем публиковать серию инструкций о том, как запускать и развивать школьные проекты. Новый выпуск посвящен роли одного из важнейших участников процесса – учителю.

В работе над проектом учитель выполняет роль фасилитатора – он помогает школьникам генерировать идеи, смотреть на проблемы как на возможности и становиться настоящими инноваторами. Никто не требует от вас быть экспертом в области инновационных технологий. Вы просто помогаете участникам проходить этапы. Каждый ученик должен научиться проходить весь путь: от выявления потребности в новом продукте до его продвижения.

Обязанности фасилитатора:

  • Уделяйте особое внимание командной работе.
  • Не бойтесь неопределенности и избытка информации. Работая над генерацией идей, можно предложить написать каждую на листочке, а потом раздать для обсуждения.
  • Обращайте внимание на ситуации недопонимания и эмоциональные реакции участников. Не давайте никому «тянуть одеяло на себя».
  • Делайте акцент на процессе, а не на содержании.
  • Рассказывайте детям о том, как будет устроена работа над проектом. Ваша цель – сделать так, чтобы команды команды в конце концов научились бы работать без вас.
  • Вы не обязаны знать всё. Если нужно, привлекайте экспертов.
  • Подводите итог дискуссиям и обсуждениям. Управляйте временем. Для работы над презентационной частью полезно иметь хронометр.
  • Беспристрастно оценивайте результат учебного проекта и, если необходимо, отправляйте на доработку.

Придерживайтесь следующих правил:

  • Все должны получать удовольствие от происходящего! Следите, чтобы участники команд были позитивны и мотивированы.
  • Старайтесь собирать в команды участников, обладающих различными качествами. Лучше всего, если это будут дети с различной подготовкой и интересами.
  • Работая с партнерскими командами, следите, чтобы взаимодействие носило позитивный и конструктивный характер и не скатывалось бы на негативные комментарии. Это позволит командам помочь друг другу, развить свои идеи и лучше сформулировать свои решения.
  • Чаще задавайте вопросы (Например, вы бы стали вкладывать деньги в эту идею? Бросили бы вы то, чем занимаетесь, чтобы участвовать в таком проекте?)
  • Помогайте командам концентрироваться на поиске решений реальных проблем. При этом не пытайтесь работать за них: пусть у каждого будет возможность учиться на ошибках.
  • Постарайтесь создать пространство, которое само будет вдохновлять на творчество и инновации.
  • Будьте энергичным, позитивным и готовым прийти на помощь на протяжении всего тренинга. От вашего настроя зависит мотивация всех участников.