1

С чего начинать?

Опубликовано: 26.01.2016


Вместе с российскими экспертами в области научно-технического творчества и предпринимательства мы разработали серию инструкций о том, как запускать и развивать школьные проекты. В новом выпуске рассказываем о тонкостях организации проектной работы.

Место проектов в школе

Согласно ФГОС, в работе над проектом школьники развивают навыки четырех типов: предметные, надпредметные, личностные и профессиональные.

outcome.png

Освоение новых компетенций происходит в три этапа. Сначала школьники учатся достигать цели, организовывать свою деятельность, делать выбор, создавать модели и оценивать результаты. На втором этапе вырабатываются такие навыки, как умение определять разницу между желаемым и существующим состоянием проекта, оценивать потребность в его результатах, планировать ресурсы, выстраивать последовательность задач, конструктивно воспринимать оценку. На третьем этапе формируются компетенции, позволяющие успешно работать в специфической предметной среде.

Что делать?

Заручитесь поддержкой в школе. Руководство должно доверять вам, помогать и обеспечивать ресурсами. Прежду всего, утвердить план: на проектную работу должно быть отведено время в рамках урочной или внеурочной деятельности. Часто бывают ситуации, когда в проекте требуются знания из разных предметных областей, которые дети еще не проходили. Учителя-предметники могут помочь в этом: отдельно позаниматься учениками или даже перестроить свой учебный план. Эта практика уже используется в вузах: например, в МАМИ изучение всех предметов направлено на поддержку проекта. Преподаватели подстраивают свою учебную программу и строят личные образовательные траектории студентов, предлагая ценные инструменты. Это позволяет студентам к нужному сроку иметь необходимые компетенции и знания.

Рассчитайте время. Если у вас есть 2-4 часа в неделю, за год вы сможете подготовить 2-3 проекта. Если ребенок будет уделять проекту 4 часа в неделю, он его сделает. Если ребенок будет уделять проекту 8 часов в неделю, он его сделает прекрасно. Дисциплина «Проектная деятельность» стоит в расписании всегда последней парой: после нее удобно оставаться в мастерских до ночи!

Определите ресурсы. Поищите, есть ли рядом с вами ресурсный центр, который готов к сотрудничеству. Вспомните, какие темы интересны вам самому и в чем вы квалифицированы. Если в чем-то не хватает в чем-то квалификации, ищите, где можно научиться, и добейтесь, чтобы вас отправили на курсы. Посмотрите сборники тезисов проектов с российских и международных конкурсов – там бывают очень нетребовательные к оборудованию работы. Анализируя ресурсы, нужно учесть пространство для реализации проектов, оборудование, комплектующие, расходники, финансы, научные руководители, ваше время, источники информации и др.

Выберите тему. Тема не должна требовать знаний, подменяющих обучение в вузе Она должна быть интересной, понятной и актуальной, решать реальные проблемы стоящие перед реальной группой людей.

Очертите круг информационных ресурсов. Они помогут ребенку быстрей войти в тему и найти вдохновение. Это могут быть журналы, форумы и блоги по теме, материалы ресурсных центров в вашем городе.