Вместе с российскими экспертами в области научно-технического творчества и предпринимательства мы разработали серию инструкций о том, как запускать и развивать школьные проекты. В этом выпуске объясняем, что общего у школьного проекта и стартапа.
Хороший инженер умеет не только конструировать, но и делать так, чтобы его конструкция работала и была нужна. Проходя через циклы проектной работы, школьник получает знания и умения, позволяющие ему встраиваться в проекты реальных компаний. Базовые навыки предпринимателя: предлагать возможные способы применения новой технологии, выбирать наиболее перспективный продукт, проработать перспективную бизнес-модель и делать презентацию предлагаемого решения. Обучение основам предпринимательства – это повод и возможность попробовать свои силы, понять, как устроен процесс вывода идей и технологий в мир.
Как устроена работа над проектом?
Процесс состоит из шести этапов: проблематизация, анализ потребностей, использование технологий, генерация идей, презентация и дальнейшее продвижение идеи.
Проблематизация
Смысл проблематизации – выявить конкретную социальную проблему и научиться видеть возможности там, где другие люди видят проблемы. Членам команды нужно проанализировать задачу и ознакомиться с контекстом, чтобы найти оптимальное решение.
Обсудите
- Обсудите в команде вашу проблему и ваше отношение к ней: какие составляющие кажутся вам наиболее существенными?
- Что подсказывает вам интуиция? Какой у вас есть личный опыт по этому вопросу?
- Не спешите предлагать варианты решения этой проблемы. Сейчас вы только пытаетесь лучше ее понять.
Анализируйте
- Сделайте обзор всех составляющих проблемы.
- Разберите и опишите ключевые данные, статистику, факты и другую информацию, относящуюся к этой проблеме.
Изучите
- Посвятите некоторое время тому, чтобы изучить интернет-источники по проблеме.
- Внесите в журнал вашего проекта найденную информацию и ваши комментарии.
- Постарайтесь взять интервью у экспертов по проблеме.
- Выясните, какие проблемы решает ваш проект, кто заинтересован в их решении, какие попытки уже предпринимались, есть ли ресурсы. Важно найти несколько уровней проблем/вызовов/задач, например, применив технику «5 почему»: к каждому ответу задается еще раз вопрос: почему это нужно сделать? почему это важно? – и так пять раз, пока не будет ясна конечная причина.
Анализ потребностей
Смысл любой инновации состоит в решении проблем, стоящих перед конкретными людьми. Для этого нужно быть в курсе новых технологий и уметь применять их для решения проблем.
Анализируйте
- Перед тем как делать выводы, перечислите все проблемы вашего пользователя, постарайтесь быть как можно более конкретным.
- Представьте себя пользователем и попытайтесь думать также, как и он. Подумайте, как строится ваш обычный день, с кем вы общаетесь, с какими проблемами сталкиваетесь, чего вам не хватает в повседневной жизни, что для вас является самым ценным? -
- Проведите интервью с самими пользователями и экспертами в данной области.
Выберите
- Запишите набор основных проблем и определите, насколько существенна эта проблема для пользователя и как часто пользователь испытывает эту проблему.
- Обсудите различные проблемы в вашей команде и выберите одну проблему, которую вы хотите решить. Попробуйте выбрать наиболее существенную, с точки зрения пользователя, проблему.
Опишите
- Кратко опишите ваши выводы в журнале. Теперь вы понимаете вашего пользователя и его проблемы, которые вы могли бы решить. Будьте готовы рассказывать об этом вашей партнерской команде. Для ответов на вопросы можно использовать несколько методов: осмотр и фотофиксация предполагаемого места воплощения решения; наблюдение за процессами; интервью, опросы, анкетирование (с фото, видео-съемкой); изучение нормативной базы; изучение исторического и современного опыта (интернет, опросы экспертов, СМИ, публикации); сравнительный анализ и синтез всей информации.
Использование технологий
В ходе работы над проектом предстоит найти новые технологии, которые позволят решить проблему. Чтобы будущие инноваторы были в курсе всех возможностей, преподавателю нужно сделать короткую презентацию о новых технологических трендах.
Обсудите
- Попробуйте выявить технологии, использование которых могло бы быть уместно при решении вашей проблемы. На этом этапе вам не нужно указывать, какие именно технологии вы собираетесь использовать - они послужат вам лишь в качестве вдохновения.
- Обсудите технологии, о которых шла речь в презентации - как они работают и как они могут быть полезны для вашего проекта.
- Обсудите и другие технологии, которые могли бы вам подойти. Запишите все предложения и убедитесь, что все члены вашей команды понимают их смысл.
Генерация идей
В основе любого проекта лежит оригинальная идея. Поэтому процесс генерации идей является ключевым для успеха проекта.
Уточните
- Перед тем, как придумывать все подряд, команде следует выбрать одну конкретную проблему, которую она хочет разрешить. Определение масштаба проблемы исключительно важно для творческого процесса.
- После определения масштаба важно согласовать общее понимание проблемы, а еще лучше записать точную формулировку.
Предложите
- Проведите мозговой штурм, просто набрасывайте все идеи по очереди или в свободном режиме, не забывая их записывать.
- Создавайте как можно больше идей - количество выше качества!
- Не перебивайте друг друга.
- Будьте позитивны, на этом этапе критика только мешает.
- Ищите возможности и забудьте об ограничениях.
- Помогайте друг другу и опирайтесь на идеи друг друга.
- Все должны получать удовольствие от происходящего.
- Запишите идею в виде короткого предложения - нескольких ключевых слов недостаточно.
Развивайте
- Уточните идею на основе шаблона бизнес-модели. Существует масса шаблонов бизнес-моделей, это требует более длинных практикумов – можно поискать готовые варианты в интернете.
Презентация
На этом этапе участники используют визуальных средств коммуникации, чтобы эффективно убеждать людей и привлекать ресурсы.
- Создайте рабочий прототип готового продукта.
- Подготовьтесь к презентации, обсудив ключевые пункты в команде.
- Отрепетируйте выступление перед финалом и представьте проект.
Дальнейшее продвижение
После презентации жизнь не заканчивается. Важно продолжать узнавать о том, где находить информацию для развития своих идей, как устанавливать контакты с потенциальными заказчиками и внедрять идеи в жизнь.
- Рассказывайте о ходе проекта и его результатах в СМИ (местных газетах, журналах, радио, телевидении), а также в интернете (в группах, на личных страницах в сетях, на сайтах и сетевых страницах учебного заведения, предприятия, либо на специально созданном сайте).
- Представляйте проект экспертам, партнерам, спонсорам, СМИ и другим заинтересованным лицам.
- Помогайте другим командам.
- Благодарите всех, кто вам помогал, рассказывайте о своем учебном заведении, педагогах, команде. Все это будет с благодарностью воспринято местным сообществом и всеми, кто участвовал в проекте.