1

Научно-техническое образование: беспилотный транспорт

Опубликовано: 26.01.2016


В спецпроекте «Технологические проекты в школе» мы попросили экспертов рассказать о том, что любой учитель, родитель или ребенок должны знать о будущем еды, транспорта, денег, безопасности, энергии, компьютеров и медицины. В этом выпуске руководители компании КАМАЗ объясняют, что происходит с развитием транспорта сейчас и как в этом можно поучаствовать.

Ирек Гумеров, директор по развитию компании «КАМАЗ»:

«Уже сегодня технологии для вождения позволяют человеку всё меньше и меньше вмешиваться в этот процесс. Во всем мире стремительно продолжается урбанизация: к 2035 году городское население будет составлять уже пять миллиардов человек. Вместе с этим растет потребность в перевозках и пассажиров и грузов. При таком огромном количестве транспортной техники встает вопрос об ее эффективном использовании. Интеллектуальные беспилотные автомобили — основное решение возникающих проблем. Интеллектуальная сеть будет связывать между собой не только автомобили, но и транспортные потоки с умными дорогами. Для понимания масштабов можно назвать цифру в миллиард транспортных средств — эту отметку мир достигнет уже в ближайшем будущем».

auto.jpg

Сергей Когогин, генеральный директор компании «КАМАЗ»:

«Массовое распространение беспилотных автомобилей сведет к минимуму человеческий фактор, которым объясняются 90% всех аварийных ситуаций. Уже сейчас беспилотные автомобили востребованы, например, МЧС России, для ведения работ в опасных для человека местах».

С чего начать?

Александр Якубов, руководитель проекта по созданию НТИ Агентства стратегических инициатив:

« Главный вызов для всех — обеспечить быстрое движение без взаимодействия с датчиками на дороге, но с использованием компьютерного зрения и навигацией по изображению с камер.

Тем, кто хочет заниматься проектировкой беспилотных автомобилей, я рекомендую скачать из сети открытые программы компьютерного зрения и попробовать их дописать, как-нибудь улучшить. Самая достойная команда, на которую стоит равняться — конструкторское Бюро «Аврора» из Рязани. Это молодые ребята, вчерашние студенты, бессменные победители чемпионатов по робототехнике».

Примеры проектов и конкурсов

Бесконтактная зарядка электромобилей

В 2015 году один из участников всемирной ярмарки научных достижений школьников представил проект технологии, позволяющей заряжать электромобили через магнитные поля прямо на стоянках или во время пробки. Звучит не слишком реалистично, но схожие проекты представляют и серьёзные инженеры. Например, в США работают над дорожным покрытием из солнечных батарей, подзарядиться от которого можно в любом месте.

Умная сирена для «скорой»

Девятиклассник из Индии в 2013 году предложил заменить автомобильные сирены на GPS-оповещения, посылаемые на смартфон. Согласно его расчётам, такой сигнал доберется до других водителей намного раньше звука сирены и предоставит в восемь раз больше времени на то, чтобы среагировать и уступить, например, карете скорой помощи.

Конкурс беспилотных машин для студентов

Робокросс

Главным и почти единственным испытательным полигоном для беспилотных автомобилей в России является ежегодный конкурс Робокросс в Нижнем Новгороде. Именно на нём был представлен рабочий прототип Камаза с роботизированным управлением. Свои изобретения из области беспилотного транспорта могут испытать команды из участников от 18 до 30 лет, проходящих обучение в любом высшем или среднем профессиональном учебном заведении.

Курс о беспилотниках для учителей

С января по март 2016 года для учителей и руководителей объединений технического творчества пройдет дистанционный курс по моделированию автономных транспортных средств. Вести его будут восемь экспертов по робототехнике из России и Украины. В первой части они расскажут о том, как помочь детям разобраться с современными технологиями, а вторая может быть по выбору посвящена либо робоавтомобилям, либо беспилотным летательным средствам.

Алексей Морозов