1

Научно-техническое образование: нейротехнологии

Опубликовано: 01.02.2016


В спецпроекте «Технологические проекты в школе» мы попросили экспертов рассказать о том, что любой учитель, родитель или ребенок должны знать о будущем еды, транспорта, денег, безопасности, энергии, компьютеров и медицины. В этом выпуске руководители высокотехнологичных компаний объясняют, как начать разбираться в нейронауке.

Сергей Харпов, генеральный директор компании «Семантика систем»:

«Насколько физика Ньютона изменила промышленное общество, настолько же нейротехнологии способны изменить современную жизнь. Технологии приблизили человечество к ответу на вопрос, как работает мозг на уровне нейронов и с помощью чего улучшить наше «программное обеспечение». Вполне возможно, что в не сильно отдалённом будущем будет создан метаязык, который позволит понимать друг друга не только учёным из разных дисциплин, но представителям разных наций. Мы могли бы использовать наш мозг так же, как сейчас используем компьютеры».

Андрей Иващенко, председатель совета директоров центра высоких технологий ХимРар:

«Сначала люди делали механические машины, потом информационные, а теперь биологические. На очереди гибрид последних двух — сложнейшие информационные системы, которые будут управлять биологическими машинами. Расшифровка генома привела к появлению множества новых биотехнологий и биоинформатических услуг. Сейчас нас ждет следующий масштабный скачок — точное картографирование зон мозга. Уже есть устройства, определяющие состояние человека по его мозговой активности, а в ближайшие годы они будут работать всё точнее и приблизятся к тому, чтобы без участия речевого аппарата принимать команды из мозга, то есть буквально читать мысли. Это приведёт к появлению целого ряда новых продуктов.

Также развивается нейрофитнес — тренировка определённых состояний мозга, например, концентрации на поставленной задаче. Проводятся первые операции по подключению цифровых устройств к мозгу: людям с ограниченными возможностями подключают датчики слуха или зрения. Ведется работа над нейрокомпьютером, работающим по модели мозга: через три-пять лет экспериментальные образцы могут стать рабочими прототипами. Когда мы научимся хранить информацию в компьютерах так же, как у себя в памяти, это увеличит эффективность сохранения цифровой информации в сто тысяч раз. Появятся компьютеры, способные самостоятельно учиться и использовать полученный из наблюдений опыт».

Примеры проектов и конкурсов

Нанодоставка гормонов

Финалист Intel ISEF 2007 года изучил наноустройства, способные точечно доставлять гормоны в мозг для терапии при болезни Паркинсона. Пока это чуть ли не единственный проект на стыке медицины и нейротехнологий за всю историю конкурса.

Тренировка для нейронов

Победитель того же конкурса 2012 года разработал приложение для тренировки памяти и внимания. Чтобы проверить эффективность инструмента, школьник объединил приложение с устройством, улавливающим мозговые волны. Анализ собранных показателей поможет сделать работу еще точнее.

Таракан-киборг

Таракан-киборг.

В 2015 году участники летней Школы юных нейротехнологов, организованной Московским технологическим институтом, имели дело с тараканами-киборгами – живыми насекомыми, которыми можно управлять при помощи команд мозга. В следующем году филиалы школы откроют в Казани, Алтайском крае, Ханты-Мансийском автономном округе и Московской области. За другими инициативами можно следить на сайте молодёжного общества нейротехнологов.



Алексей Морозов